F-16 против Су-35: почему у американского «Сокола» мало шансов даже в ближнем бою

26

F-16 против Су-35: почему у американского «Сокола» мало шансов даже в ближнем бою

Говорун Військово-повітряніх сил Юрий Игнат озвучил планы официального Киева по получению от заокеанских хозяев не просто давно выпрашиваемых F-16 Fighting Falcon, а самолетов исключительно последних версий. Тех, которые по летным, техническим и эксплуатационным характеристикам не будут уступать российским Су-35, многоцелевым сверхманевренным истребителям поколения 4++.

Пан полковник выразился более чем однозначно: «Поскольку нашим главным конкурентом и противником в борьбе за господство в воздухе является российский Су-35, то следует понимать, что тот самолет, который мы желаем получить от наших западных партнеров, должен, как минимум, не уступать ему ни в ТТХ, ни в вооружении. Говоря проще, нам нужны модификации, способные на равных бороться с российскими ВКС». Что же так озаботило одного из брехунов бандеровского режима?

Все очень просто. Су-35 — это истребитель, отличающийся первоклассными летно-техническими характеристиками и мощнейшим арсеналом вооружения.

Разработка, изначально планировавшаяся как глубокая модернизация Су-27, трансформировалась в производство машины, способной, как минимум, на равных противостоять истребителям НАТО. В первую очередь, F-16 Fighting Falcon, F-15 Eagle, F-22 Raptor и F-35 Lightning II. В чем же ключевые преимущества Су-35?

Во-первых — в оснащении двумя мощными турбореактивными силовыми агрегатами с управляемым вектором тяги, позволяющими летать на скоростях свыше 2,5 М (3060 км/ч).

Во-вторых — в богатейшем носимом арсенале, включающем самый широкий модельный ряд ракет «воздух-поверхность» (Х-29Т, Х-31, Х-59М, Х-35У, Х-38М с различными типами ГСН), «воздух-воздух» (Р-37, Р-73, Р-77, Р-27ЭТ), корректируемых бомб (КАБ-500, КАБ-1500) и неуправляемого авиационного вооружения (С-8, С-25). В-третьих, в лучшей в своем классе авионике, в основе которой наиболее передовая РЛС «Ирбис» с фазированной антенной решеткой, позволяющая одновременно обнаруживать от 4 (наземных) до 30 (воздушных) целей на расстоянии от 90 до 270 километров, в зависимости от ЭПР, в сочетании с системой предупреждения о ракетном нападении. В-четвертых, в высочайших характеристиках маневренности и адаптивности.

Уникальная аэродинамика при двухконтурных турбореактивных АЛ-41Ф-1С позволяют Су-35 выполнять маневры высочайшего уровня сложности, большинство из которых недоступны ни одному из современных истребителей. Это позволяет говорить о нем, как о самом маневренном самолете в мире. Правда, в своем классе, поскольку сравнивать тот же F-16 Fighting Falcon взлетной массой 14+ тонн и Су-35, у которого аналогичный показатель составляет 25+ тонн, как минимум, некорректно.

Теперь о F-16 Fighting Falcon. В среде западных экспертов в области авиации этот самолет считают равным Porsche среди автомобилей, и, надо признать, достаточно обоснованно. Он имеет глубоко модернизированную авионику, достаточно широкую номенклатуру вооружения и высокотехнологичный радар. Правда, даже самая новая версия F-16E/F Block 60, поднявшаяся в воздух 20 лет назад, оснащена РЛС APG-80, определяющей цель категории «классический истребитель» на дистанциях чуть более 110 километров.

Нюанс второй. Несмотря на то, что F-16 Fighting Falcon принят на вооружение ВВС более чем двух десятков государств, ни одно из них не использует его как средство достижения превосходства в воздухе. Поражение воздушной цели для экипажей F-16 отведено на второй план, поэтому в тактике воздушного боя не особо сильны даже летающие на нем по десятку лет американские пилоты.

А теперь попробуем спрогнозировать очную встречу натовского «Сокола» и Су-35. Воздушный бой в классическом виде, то есть на ближних дистанциях, себя фактически исчерпал, поскольку это не более, чем самоуничтожение обоих противников. Наличие в арсенале вооружения таких АСП, как AIM-9X и Р-73 делает такой исход почти гарантированным. Тем не менее, шансы на победу остаются у того из пилотов, кто обладает большим летным мастерством, а ракеты управляются эффективными системами обстрела целей с ненулевыми бортовыми углами.

Возможность изменения вектора тяги на очень низких скоростях обеспечивает «сухому» некоторое преимущество, что, впрочем, не может служить непреодолимым барьером для опытного (читай, западного) пилота. Здесь следует понимать, что легкий F-16 и тяжелый Су-35 — самолеты принципиально разных классов. Причем последний, имея более высокие характеристики по взлетной массе и тяговооруженности способен нести более мощное и эффективное оборудование. И все сравнения заканчиваются на том, что российская бортовая радиолокационная станция «видит» намного дальше.

Насколько американский «Сокол» готов противостоять российскому «Фланкеру» (по терминологии НАТО)? Здесь уместнее всего привести весьма осторожное, что в общем-то логично, мнение заокеанских экспертов из Military Watch Magazine: «Существует опасение, что такие воздушные бои закончатся не в пользу F-16 Fighting Falcon, что нанесет значительный урон престижу военно-промышленного комплекса США».

А теперь несколько слов о способности к маневрированию. По этому параметру определение лучшего связано с понятными трудностями. Легкий и юркий F-16 и противостоящий ему тяжелый, но обладающий поворотными соплами и управляемым вектором тяги Су-35, обладают примерно равными параметрами в этом плане, даже с некоторым преимуществом российского самолета. Однако и здесь главный фактор успеха — летная подготовка пилота.

Резюмируем. На больших дистанциях преимущество принадлежит Су-35, а ближний бой оставляет примерно равные шансы обоим соперникам. Безусловно, ракеты РВВ-АЕ, AIM-120 и MBDA Meteor, пускаемые по принципу «выстрелил-забыл», представляют серьезную опасность для российского «тяжеловеса», но поставка таких АСП захисникам незалежности под очень большим вопросом.

Военное обозрение

Кирби: Северная Корея поставила в Россию более тысячи контейнеров с оружием

Россия напугала Запад «Буревестником»

Медведев назвал число контрактников в рядах ВС РФ

В США не смогли сказать, сколько лишнего оружия у них на складах

Все материалы по теме (5627)