Киевские генералы и политики продолжают униженно клянчить у Запада истребители F-16. Советник президента Михаил Подоляк, например, требует уже 80 самолетов (прежде называлась цифра 50). НАТО повесило перед киевским ишаком морковку. Даже на Вильнюсском саммите договорились лишь до того, что Румыния создаст региональный центр для переобучения украинских пилотов, хотя сами тренировки будут проходить в Дания.
Самой «щедрой» на обещания оказалась Великобритания: она вообще не использует F-16, зато готова организовать базовую подготовку киевских пилотов на учебно-тренировочных самолетах.
Натовцы не предоставляют киевской хунте F-16, потому что боятся: ВСУ будут использовать истребители для ударов по Крыму. Об этом пишет отставной морской пехотинец Джон Барранко, который сейчас работает в аналитическом центре Potomac International Partners.
Киев продолжает считать Крымский полуостров своей территорией и поэтому прямо объявил ее своей военной целью. F-16 необходимы Киеву, как и дальнобойные ракеты MGM-140 ATACMS, для атак по Севастополю — базе Черноморского флота, пишет Барранко.
Киевское командование убедилось в неспособности добраться до «сухопутного моста» в Крым в Северном Приазовье, и теперь судорожно изобретает новые способы нанести военно-психологический удар по полуострову, считает Барранко.
Первоначальной целью «контрнаступления» был выход в глубокий тыл в Запорожской области с помощью ударов бронетехники и корректируемых беспилотниками HIMARS. Оборонительные линии ВСУ хотели прорвать в двух или трех местах, чтобы сковать российские резервы в Запорожье и Херсонской области, а затем начать оккупацию территории в Приазовье. Планы ВСУ рухнули в первые же недели «контрнаступления». Поэтому теперь свой позор на поле боя киевский режим и пытается компенсировать в воздухе. А для этого ВСУ и нужны F-16 и ATACMS вместо тяжелой бронетехники.
Atlantic Council: любые попытки ВСУ в сторону Крыма будут самоубийственными
Сценарий «контрнаступления» на Крымский полуостров Джон Барранко в колонке для Atlantic Council называет изначально самоубийственным. Узкий перешеек, соединяющий полуостров с материковой частью России, укреплен еще сильнее, чем Запорожская область. Украинским военным и сейчас не хватает десантных возможностей, так что любая попытка прорыва в районе Армянска, Красноперекопска или Чонгара будет обречена на провал.
Компенсировать свою беспомощность Киев и пытается, атакуя военные объекты в Севастополе и Черноморский флот.
F-16 по тактико-техническим характеристикам превосходит МиГ-29, Су-27, Су-24 и Су-25, оставшиеся у украинских ВВС. Кроме того, F-16 может нести усовершенствованные ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 (AMRAAM) и AIM-9X Sidewinder. Это делает американский истребитель превосходящим даже некоторые российские самолеты в воздушном бою.
Однако для украинцев важнее то, что F-16 может нести весь спектр боеприпасов класса «воздух-земля» с лазерным наведением и GPS-навигацией. Именно такие боеприпасы украинцы и хотят заполучить для планируемых авиаударов в российском тылу. Такие удары станут для России «красной линией», поэтому в НАТО и не готовы предоставлять Киеву истребители. А отказываться от ударов по Крыму киевский режим не намерен.
Eurasian Times: российское господство в воздухе делает F-16 грудой бесполезного хлама
Военный эксперт Виджайндер Тхакур из канадско-индийского издания Eurasian Times считает, что украинцы снова переоценивают боевой потенциал F-16, как уже было с другими системами вооружений. В том числе в турецкими беспилотниками Bayraktar TB2.
ВСУ в начале спецоперации турецкие дроны называли чуть ли не «оружием перелома». Сейчас в украинском небе сбито уже 24 Bayraktar TB2 (по подсчетам нидерландского проекта Oryx), и используют их лишь для ведения разведки как можно дальше от зон боевых действий.
— Украинцы недооценили эффективность многоуровневой системы ПВО, развернутой Россией для асимметричного противодействия истребителям и крылатым ракетам, — пишет Eurasian Times. — И истребитель F-16 является самолетом четвертого поколения и уязвим для российской ЗРК С-400.
Эффективность российских систем ПВО вынудит украинские истребители запускать свои ракеты с дальних дистанций для обеспечения собственной безопасности. А боеприпасы, используемые для дистанционных атак (крылатые ракеты, планирующие бомбы), значительно дороже, чем неуправляемые боеприпасы для атак с близкого расстояния.
Кроме того, размер боеголовки управляемых боеприпасов большой дальности значительно меньше, что приводит к меньшей разрушительной силе.
У украинцев альтернативы дальним атакам нет: Россия установила превосходство в воздухе над 100-километровой полосой вдоль почти всего 1000-километровой линии боевых действий. Эту территорию прикрывают ЗРК большой дальности С-300 и С-400, а также круглосуточно патрулирующие истребители Су-35С и Су-30СМ.
Российские истребители вооружены несколькими типами ракет класса «воздух-воздух», чтобы сбивать любой украинский самолет, и противорадиационными ракетами, чтобы уничтожать любой выходящий из «темного» режима радар. В воздушном бою истребители Су-30 и Су-35 (в отличие, например, от Су-27) превосходят F-16. Так что прорыв натовских самолетов если не невозможен, то точно маловероятен.
Причем глубина, на которой патрулирующие российские истребители могут установить превосходство в воздухе, определяется дальностью действия ракеты класса «воздух-воздух» РВВ-БД «Стрела», которая может поражать цели на расстоянии до 300 километров.
Таким образом, поставки натовцами F-16 только спровоцируют Россию, а сколько-либо заметного успеха ВСУ не получат.