Двигатель для российского стратегического ракетоносца Ту-160М был назван событием года в рейтинге силовых авиационных установок американским профильным журналом Aviation Week & Space Technology.
Первый прототип модернизированного ракетоносца совершил первый полет с новейшим двигателем НК-32−02 3 ноября. Он также является модернизацией кузнецовского двигателя НК-32, разработанного еще в прошлом веке и устанавливавшегося на «Белые лебеди», как неофициально называют Ту-160.
Aviation Week & Space Technology считает, что конструкторы-двигателисты Самарского НТК им. Н.Д. Кузнецова сделали громадный шаг вперед по отношению к базовой модификации. Заново были разработаны компрессор и лопатки турбины, улучшено охлаждение, благодаря чему заметно увеличилась топливная эффективность. Благодаря этому самолет с тем же запасом топлива сможет пролететь минимум на тысячу километров больше.
Турбореактивный двигатель НК-32 для сверхзвукового самолета дальней авиации Ту-160 начал разрабатываться на Куйбышевском моторном заводе в 1977 году под руководством Николая Дмитриевича Кузнецова. Впоследствии он также использовался на сверхзвуковом пассажирском самолете Ту-144.
В 1983 году началось серийное производство двигателей, которые заняли первое место в мире по величине тяги для боевых самолетов. С возобновлением производства НК-32−02 вернул себе первое место. До 1993 года, когда производство было прекращено, куйбышевское предприятие, которое на тот момент уже называлось Самарским ГНПП «Труд», выпустило 250 двигателей, которыми укомплектовали 35 четырехмоторных Ту-160 и 16 Ту-144. Остальные двигатели предназначались для ремонта самолетов. Этого запаса хватает и по нынешний день. Что вполне естественно, поскольку «в живых» осталось лишь 16 Ту-160 и ни одного Ту-144.
Возобновление производства НК-32 назрело в связи с проектами модернизации ракетоносцев до уровня Ту-160М, а также разработки и постройки, по сути, новых самолетов с существенно увеличенными боевыми качествами Ту-160М2.
НК-32−02 сохранил прежние силовые характеристики своего воспроизводимого предшественника. Он развивает тягу в 18 тонн силы, на форсаже она достигает 25 тс. Таких показателей нет ни у одного двигателя, использующегося в боевой авиации. Это было признано в ноябре американским изданием The Drive, составившим рейтинг авиационных двигателей ударных самолетов.
Двухконтурный трехвальный турбореактивный двигатель НК-32−02 — сложное техническое сооружение впечатляющих размеров. Его длина достигает 745 см, диаметр — 197 см, масса — 3650 кг. Планы восстановления производства, о чем было объявлено в 2016 году, по сути, означали создание двигателя заново. Поскольку период с 90-х годов по середину нулевых был равнозначен для авиационной промышленности разрухой, которая характерна для гражданской войны. Была не только утрачена большая часть документации, но и не демонтированы даже, а разгромлены технологические установки.
Столь же сложно было воспроизвести и строительство фюзеляжей Ту-160 на Казанском авиационном заводе им. Горбунова. Здесь не только были уничтожены документация и технологические установки, но и в сборочном цеху обвалилась крыша.
При создании НК-32−02 были использованы последние технические достижения. Благодаря чему удалось значительно повысить эксплуатационные характеристики — надежность и экономичность эксплуатации. Введены полностью электронная система управления двигателем и плазменное зажигание. Расход топлива уменьшен примерно на 10%. В связи с чем дальность полета на одной заправке увеличилась примерно на 1200 км.
Серийное производство двигателей было развернуто минувшим летом. Тогда же по первому контракту на Казанский авиазавод были переданы 4 двигателя, которые были установлены на первый Ту-160М, совершивший исторический полет 3 ноября 2020 года.
Есть и еще один подписанный в 2018 году контракт, по которому компания «Кузнецов» должна передать 22 двигателя в течение ближайших лет. То есть укомплектовать 5 самолетов, и еще 2 двигателя остаются в запасе. Этого явно мало, поскольку в части обновления парка Дальней авиации ВВС России у Министерства обороны грандиозные планы.
Предстоит установить новые двигатели на оставшихся пятнадцати Ту-160, которые должны быть доведены до модификации Ту-160М. А также в Казани предстоит построить 50 глубоко модернизированных ракетоносцев Ту-160М2. Итого получается 260 моторов. Это больше, чем было построено в советское время, когда предприятия работали ритмично с высокой производительностью.
Однако это не все. Компания «Туполев» уже долгие годы рассказывает о разработке Перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА). Которая близится к концу. Но это какая-то очень тайная разработка, следы которой обнаруживаются только в устных рассказах о прекрасном дозвуковом летающем крыле и в футуристической картинке чего-то такого на фоне заката. Поговаривают еще и о том, что двигатель и авионика у ПАК ДА будет от Ту-160М2. То есть компании «Кузнецов», возможно, придется выпустить еще больше двигателей НК-32−02. И это должно быть очень серьезное крупносерийное производство.
У Ту-160М значительно возрастут боевые возможности не только благодаря использованию новых более экономичных двигателей. Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования будет частично обновлен. В частности, должна появиться новая система управления вооружением для более точного нанесения ударов по наземным целям. Она позволит использовать свободнопадающие бомбы столь же эффективно, как и высокоточное оружие. Возможно, будет усилено навигационное оборудование. И абсолютно точно — будет новый комплекс обороны. Который, как утверждают его разработчики из концерна «Радиоэлектронные технологии», будет гарантированно защищать ракетоносец от воздушных и наземных атак ракетным оружием.
Ну, а Ту-160М2, как говорят в ОАК, будет совсем другим самолетом за счет полного обновления его авионики. Его боевая эффективность, в сравнении с базовым «Белым лебедем», возрастет в 2−2,5 раза.
И в заключение вкратце о том, что же еще издание Aviation Week & Space Technology отнесло к главным достижениям 2020 года в двигателестроении.
Из 10 достижений, отмеченных американским изданием, лишь два относятся к военной сфере. Помимо НК-32−02 приводится еще турбовальный двигатель компании General Electric для вертолета CH-47 Chinook мощностью 7500 л.с., который заменил старый, мощность которого равна 5000 л.с.
В гражданской авиации отмечено несколько революционных разработок чистых электрических двигателей, в которых использованы либо аккумуляторы, либо топливные водородные элементы, либо гибридных двигателей. Но все это или на уровне исследований, или моделирования, или наземных испытаний опытных образцов. Лишь компания «Пипистрел» получила сертификат на эксплуатацию двухместного тренировочного электросамолета.
К достижениям большой авиации относится получение сертификата на двигатель GE 9X для лайнера Boeing 777X. Это самый большой и самый мощный двигатель в мире, тяга которого достигает 60 тонн. Весит 10 тонн. Диаметр — 4 метра. Рабочая температура в камере сгорания — 2400 градусов.
Еще два достижения воплощены не в металл и композит, а в концептуальные поиски. Airbas затевает исследования по созданию лайнера с нулевым выбросом вредных веществ. Для чего предполагается использовать водородный двигатель.
Компания Rolls-Royce была выбрана для создания двигателя, который позволит разгонять перспективный гражданский авиалайнер до скорости в 3 М. Тут можно сказать, что и в военной авиации таких скоростей нет. Была раньше «Валькирия», от которой отказались из-за чудовищной дороговизны эксплуатации. Так что на сверхзвуковом лайнере летать, видимо, будут одни миллиардеры.
Военное обозрение
Россия испытала оружие, из-за которого «Европа может забыть о спокойном будущем»
«Отвернешься, и русский медведь тут же набросится»: британский журналист оценил ВМФ России
От Цезаря до Гитлера: названы войны в истории человечества, унесшие миллионы жизней
Минобороны испытает новые вертолеты в Приэльбрусье
Все материалы по теме (2924)