Достаточно одной ракеты: Су-27 отпугнул британский самолет-разведчик от российских границ — Свободная Пресса — Новости спецоперации на Украине. Спецоперация на Украине новости. Спецоперация новости. Украина новости. Новости Украины. Новости спецоперации.

29

Достаточно одной ракеты: Су-27 отпугнул британский самолет-разведчик от российских границ - Свободная Пресса - Новости спецоперации на Украине. Спецоперация на Украине новости. Спецоперация новости. Украина новости. Новости Украины. Новости спецоперации.

Британский самолет-разведчик RC-135 Rivet Join никак не уймется. Минобороны РФ сообщало в августе, что он нарушил нашу границу в районе мыса Святой Нос в Мурманской области. Тогда экипаж перехватчика МиГ-31 вытеснил его за пределы российской территории. А 29 сентября, как заявил, выступая в парламенте, глава Минобороны Великобритании Бен Уоллес, российский перехватчик Су-27 выпустил ракету вблизи Rivet Joint над Черным морем. Вблизи, но «за пределами прямой видимости».

Из-за этого почти на две недели королевские ВВС «присели», потеряв интерес к Крымскому мосту и вообще к местной акватории: лондонское начальство временно запретило своим летчикам разведывательные полеты вблизи черноморской границы России.

Но теперь британский самолет-разведчик RC-135 Rivet Join возобновит визиты в Черноморскую акваторию — уже под прикрытием двух своих истребителей.

Жесткое резюме по этому инциденту сделал заслуженный летчик-испытатель, космонавт-испытатель, Герой России генерал-майор Магомед Толбоев:

— А почему же наши летчики не попали? Если выстрелил — надо попасть. Мы же не лезем к натовцам, а они так и прут. Мы и в 70-х в Анголе, где я был командиром эскадрильи, давали им прикурить, сбивали их F-4. А сейчас тем более — в небе над Россией не уступим.

А как складываются такие опасные ситуации, и как в них действуют наши летчики, рассказал генерал-майор, Заслуженный военный летчик России Владимир Попов:

— Если британцы утверждают, что им по курсу выпустили управляемую или неуправляемую боевую ракету, то это они зря… Если бы до такого дошло, тогда по ним, скорее, выстрелили бы из бортовой пушки — и дешевле вышло бы, и трассирующие снаряды по курсу произвели бы куда большее впечатление, нарушителю пришлось бы штаны менять.

«СП»: — По словам британцев, ракету по ним выпустили «за пределами прямой видимости» …

— У страха глаза велики. В любом случае, думаю, что, если они не нарушали наше суверенное воздушное пространство и не провоцировали наших летчиков, такого произойти не могло. Ведь мы стреляем в последний момент. А предупредительный в воздух делаем, когда нарушитель воздушного пространства не реагирует на наши команды. Подходим к нему, покачаем крыльями, то есть, это знак — обратите внимание на нас.

Почему близко к кабине подходим, как они говорят «на опасное расстояние»? Потому что надо, чтобы наш летчик увидел другого, как говорится, глаза в глаза. Чтобы понимать, что не только мы его видим, но и он нас видит. И делаем руками символические жесты — отойди в сторону или снижайся, переходи под наш контроль, если нарушил наше пространство. То есть, мы его можем «конвоировать».

А уж если он не подчиняется и дальше нарушает, продолжает полет в нашем суверенном пространстве, тогда пусть не обижается. Это суверенное пространство отсчитывается от линии максимального отлива или, проще говоря, от береговой черты — 12-мильная зона (22 км) в сторону моря. Это наше территориальное воздушное пространство. А дальше — до удаления еще на 200 морских миль — исключительная экономическая зона государства, к которому прилегает это морское пространство. А они явно шли в нашей исключительной экономической зоне.

Как правило, если боевые самолеты туда входят, то им надо как-то себя обозначить. Или предупредить наше ПВО, нашу систему береговой охраны: «Мы будем проходить в целях тренировочного или боевого полета вблизи такой-то точки». Тогда наши самолеты подойдут, сверят номер — если совпадает, то просто уйдут. А сейчас такие правила нарушаются, натовские самолеты входят в подконтрольное нам пространство варварским способом, никого не предупреждая. И еще при этом демонстрируют свое присутствие, как проявление силы, мол, а вы нам ничего не сделаете, нет у вас никаких прав.

Нет, имеем мы право — по международным нормам — требовать соблюдения, как говорится, этикета взаимоотношений в воздушном пространстве. Весь мир так живет. Но англичане, видимо, начали наших летчиков притеснять, провоцировать. Хотя, я не думаю, что наши стреляли. На пуск ракеты им надо было команду получить, если кто-то нарушает. Скорее всего, наши могли отстрелить сигнальную ракету.

В хвостовой части Су-27 установлены световые ракеты — зеленого, желтого и красного цвета. Ими привлекают внимание. Такую ракету, как правило, выпускают по курсу самолета-нарушителя, чуть выше его. Какое-то время она летит в метрах 15 от него, потом отстает. Но после этого традиционно удается привлечь к себе внимание.

«СП»: — Британское правительство утверждает, что наш министр обороны Шойгу объяснил этот инцидент в воздухе «техническим сбоем». Интересно, а как объясняются наши моряки-пограничники, которым все чаще приходится буквально бортом выталкивать из российских территориальных вод обнаглевшие натовские корабли? Sorry, руль заклинило!

— Моряки называют это «навал». Поскольку им действительно приходится наваливаться бортом на противника.

«СП»: — А может, натовцы просто допускают ошибку при расчете удаления от российской береговой черты? Ведь ни на воде, ни в воздухе красная линия не нарисована…

— Нет, сегодня навигационные системы до такой степени точности работают, что ошибиться можно, ну, только в пределах 100 метров — максимум. Легко определить, зашел кто-то за эту черту, как мы говорим, за красную ленточку или нет. Мы здесь себя очень осторожно ведем. И в мирное время мы не перехватываем воздушные суда в своей исключительной экономической зоне. Конечно, если они не входят в небо над нашими территориальными водами.

Мы их идентифицируем, просто определяем — тот или не тот летит, с какой целью? Поэтому и подходим близко. А может, гражданский самолет заблудился. Ведь не исключено, что ему нужна помощь. Были случаи, когда гражданские самолеты теряли ориентировку и связь. Тогда наши летчики подходили к такому «заблудшему» и выводили на свой аэродром, потом разбирались и предоставляли ему какого-то сопровождающего, который выводил его на нужный курс. Без всяких претензий.

Но здесь совсем другая история. Натовские летчики встали на путь воздушного бандитизма. Лезут на рожон, а потом плачут, когда получают по зубам.

«СП»: — Зато на днях бригадный генерал ВВС США Патрик Райдер похвалил экипаж нашегоТу-95, который у Аляски взялись сопровождать американские F-16. Представитель Пентагона отметил, что российские летчики действовали профессионально, безопасно и не представляли угрозы.

— Это честная оценка. Мы идем там над нейтральными водами в строгом соответствии с международными нормами, не пересекаем чужие границы, не мешаем полетам ни гражданской, ни военной авиации. Чего, к сожалению, не скажешь о натовских летчиках. Но они и раньше получали от нас достойный отпор.

Например, в конце 80-х годов советский летчик на Су-27 долго не мог отогнать натовский самолет-разведчик «Орион» от места проведения учений наших кораблей и подводных лодок. Маневрировал так, что даже хвостом своего самолета зацепил один из двигателей воздушного судна потенциального противника. Двигатель встал, а отлетевший осколок пробил борт «Ориона».

Обошлось без катастрофы, но натовцы сразу прекратили разведку «внаглую» и покинули зону учений советского военно-морского флота. Правда, потом были некоторые дипломатические «трения», усугубленные тем, что советский асс догнал уже уходящий «Орион» и слил на кабину его пилотов часть топлива. Но начальство тогда его не сильно поругало. Ведь и тогда, и сейчас мы всех заранее оповещаем, что в такой-части акватории будут проводиться военные учения, небо над этим участком моря будет закрыто. А натовцы все равно лезли и лезут туда посмотреть, как это будет проходить. Ну, получали по зубам и уходили восвояси. Особо не жаловались.

«СП»: — А ведь было время, когда Россия и НАТО довольно неплохо сотрудничали…

— Да, лет 7−10 назад была создана система безопасности, было налажено четкое взаимодействие по военной линии. Мы им, а они нам заранее сообщали — кто, по какому маршруту, на какой высоте и с какой целью полетит. Не было никаких криков, статей с громкий заголовками, возмущенных заявлений, когда вблизи границ появлялся чужой самолет-разведчик или ракетоносец. Но они же сами отказались от такого взаимодействия.

Также, как и по «Открытому небу» — они же от этого договора первыми отказались. Естественно, что после этого и мы вынуждены были от него отказаться. В общем, пусть теперь не лезут — не придется всему миру жаловаться.

Военное обозрение

Юрист рассказал о последствиях при возвращении к двухлетней службе в армии

В Минобороны Британии заявили об инциденте с российским самолетом над Черным морем

Эксперт: Европа беззащитна перед российскими ракетами

Удальцов указал на нездоровую ситуацию при мобилизации

Все материалы по теме (4476)