Недавняя история с провокационным заходом эсминца ВМС Великобритании Defender в российские территориальные воды вблизи крымского мыса Фиолент закончилась с нейтральным результатом. Британцы «борзанули», нарушив границу на три километра, русские кинули бомбовую предупредительную «ответочку», восстановив статус-кво. Но осадочек, как говорится, остался — история морского противостояния Лондона и Москвы может иметь продолжение, причём не только в Чёрном, но и в Средиземном море.
Особых шансов у британского эсминца потягаться с русскими у берегов Крыма не было. Потому и быстро свалили, когда пули и бомбы полетели. Не в них, рядом.
Сейчас, спустя несколько дней после инцидента англичане заявляют, что способны «завалить» хоть десяток российских Су-24.
Парни, вы, что виски и «Гиннеса» перепили? Су-24 был лишь предупреждением, а в прицеле вы сидели у целого комплекса российских противокорабельных средств поражения! Ракетные комплексы «Бастион» и «Бал» были в готовности порвать не только ваш британский флаг, но и сам корабль взлохматить как бабушку за считанные секунды. Ещё и МиГ-31К с гиперзвуковой ракетой «Кинжал» могли подтянуть и тогда — Лондон, гуд бай. Суши вёсла — иди ко дну.
Сейчас пара самолётов МиГ-31К, оснащенные гиперзвуковыми ракетами из состава комплекса «Кинжал» переброшены в Сирию в рамках военных учений российских ВКС и ВМФ, которые должны пройти в восточной части Средиземного моря. Именно там где-то бороздит волны Средиземки британская АУГ (авианосная ударная группа) во главе с авианосцем Queen Elizabeth. Эсминец Defender, к слову, входит в её состав, но был «командирован» в Чёрное море для неудавшегося провокационного захода в российские территориальные воды.
Британцы сейчас «жмутся» к берегам Сирии и, в частности, к российской базе ВМФ в Тартусе. Видимо, тоже готовятся проверить на состояние боеготовности.
Россия готова ответить и на такой вызов, зная о гнусной склонности англичан к любого рода провокации (не даром российские военные ещё со времён вооруженного конфликта в Югославии прозвали их «полупиндосами»).
В регион отправились пять российских военных кораблей — ракетный крейсер «Москва», прозванный «убийцей авианосцев», фрегаты «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров», подводные лодки проекта «Варшавянка» «Старый Оскол» и «Ростов-на-Дону». Авиационная составляющая — противолодочные самолёты Ил-38 и Ту-142МК, бомбардировщики Ту-22М3, а теперь ещё и «кинжальные» МиГ-31К. Ну, мало не покажется, в случае чего.
Великобритания сейчас пытается всяческими способами вернуть себе статус не только «владычицы морей», но и доказать свою роль мирового господства.
В 1982 году это ей частично удалось в битве с Аргентиной за Фолклендские (Мальвинские острова). Несмотря на потерю двух эсминцев и двух фрегатов, ряда вспомогательных судов и кораблей (ещё шесть кораблей получили серьёзные повреждения), Лондон одержал тогда убедительную победу и закрепил свой статус.
Воды за минувшее время утекло немало, имидж Британии несколько подмочен, и сейчас она, как видно, собралась его восстанавливать за счёт противостояния с Россией. Не самоё слабое звено выбрали англичане, тут можно и зубы пообломать. Даже при наличии авианосцев.
Решение о строительстве авианосцев в Лондоне приняли еще во время войны за Фолклендские острова, когда стало понятно, что без крупной авианосной ударной группы успешно вести боевые действия вдали метрополии достаточно сложно.
Наличие трёх малых авианосцев в составе Королевского флота показалось недостаточным, хотя англичанам тогда, в 1982-м году, удалось отвоевать у Аргентины Фолклендские (Мальвинские острова), в том числе и благодаря своему флоту. Свои тяжелые авианосцы англичане стали строить лишь в 2007 году и только теперь первый из них вышел в первую учебную «автономку», которая подразумевает поход через Атлантику к берегам США. Судьба брата-близнеца — аналогичного по классу авианосца «Принца Уэльского» (Prince of Wales), который был заложен, но так и не спущен на воду, пока неизвестна. Его хотят продать какой-либо из стран НАТО, но из-за дороговизны потенциальных покупателей пока не найдено.
Королевский флот Великобритании, в отличие от US NAVY, ставку на авианосцы никогда не делал и довольствовался небольшим количеством этих кораблей. Лондон опирался на возможности своего американского союзника по Североатлантическому альянсу, у которого на сегодняшний день в строю 11 авианосцев (в основном проекта «Нимиц», одного действующего и одного строящегося «Форд»). Тем не менее, в Лондоне приняли решение о создании собственных авианосных ударных групп, которые смогут автономно действовать в любых регионах Мирового океана. Пока успешно закончился лишь проект с авианосцем Queen Elizabeth, но и его появление в составе британского флота существенно усилит его боевой потенциал.
— Любой авианосец сам по себе — груда дорогого плавающего металла с многотонным водоизмещением, — считает капитан 1 ранга Виктор Макаров. — По сути, это плавающий аэродром, внушительный по размерам, но в боевом плане не представляющий особой опасности. Вооружение авианосца — это лишь системы ПВО, радиус действия которых незначительный, по крайней мере на американских кораблях и, как видно из характеристик, на английском тоже.
Другое дело — авиакрыло, которое состоит из 30−40 истребителей, легких транспортных самолетов, вертолетов. Собственно, они и являются главной ударной силой, которую можно по морю доставить практически в любую точку планеты.
При этом каждый авианосец должен иметь солидную «свиту в своем сопровождении, входящую в авианосную ударную группу. А это как минимум крейсер, подводная лодка и не менее четырех эсминцев и фрегатов, а также кораблей снабжения, в составе которых и танкер, и медицинское судно.
В данном случае Королевский флот едва ли не половиной своего состава будет сопровождать новый авианосец. Если появится второй, то в случае выхода в море обоих, берега Великобритании прикрыть будем не кому. Тем более если принять во внимание сообщения самих английских СМИ, которые пишут о бедственном состоянии своей эскадры, когда большая часть боевых кораблей и субмарин не может действовать с полной эффективностью.
Реального применения «Кинжалов», которые все видели в подвесном варианте на МиГ-31 во время воздушных парадов над Красной площадью, пока не было. В отличие от крылатых ракет «Калибр», успешно поражавших цели боевиков в Сирии, этот «ножик» под ребро никому не запускали. Здесь можно ошибаться (военное ведомство хранит по их применению молчание), вероятно, что эти ракеты прошли реальное тестирование не только на полигонах в самой России, но и в той же Сирии («СП» ещё в 2016 году сообщала, что истребители МиГ-31 «засветились» на авиабазе Кверес в сирийской провинции Алеппо). Так что вполне вероятно, что и с «Кинжалами» под брюхом эти истребители-перехватчики туда прилетали и в 2018 году.
Нынешняя возможная «атака» с применением «Кинжала» по авианосцу смоделирована графически, основываясь не на реальном применении, а на виртуальном пуске ракеты по цели. Авианосец, как объект поражения, выбран не случайно — это ударная сила ВМС, которая грозит оказаться в любой точке мира. Остановит ли «Кинжал» авианосец? С учётом того, что боевой заряд российской ракеты в тротиловом эквиваленте составляет всего-то 500 килограмм, что для такой махины как британский авианосец, может считаться сущей дробинкой. Оказывается, что может.
Авианосец не нужно топить и уничтожать полностью. Достаточно нанести по нему удар таким способом, чтобы повредить взлётно-посадочную палубу и превратить эту груду металла в совершенно бесполезную вещь. При попадании ракеты в ядерный реактор авианесущего корабля последствия будут ещё более необратимыми — вот тогда он точно пойдёт ко дну.
Спасения точно не будет — от удара «Кинжала» нельзя ни уклониться, ни сбить его имеющимися средствами противовоздушной и противоракетной обороны.
Одна из особенностей «Кинжала» — запуск с высоты в 12−15 тысяч километров с «разгонного блока» летящего на сверхзвуке. Образно говоря, это такая рогатка, дающая изначально высокую скорость ракете при пуске, а дальше уже она сама, как спринтер, набирает необходимый темп и уже в десятки раз преодолевает сверхзвук. Идеальным решением было использование именно истребителя МиГ-31, который способен разгоняться на малой высоте до 1500 км/ч, а на большой — до 3400 км/ч. Минусом использования этого высотного истребителя можно считать разве что возможность поднятия одной ракеты.
Предназначение модернизированного МиГ-31К, который продемонстрировал боевое применение «Кинжалов» — обнаружение и уничтожение баллистических и крылатых ракет, различных летательных аппаратов, начиная от беспилотников, и заканчивая низко летящими орбитальными спутниками.
Он способен успешно поражать американские истребители 5-го поколения F-22 и F-35. Истребитель-перехватчик сбивает воздушные цели на скорости до 5 Махов, которые обнаруживает на расстоянии до 280 километров — благодаря антенне с фазированной решеткой, которой в полном комплекте нет ни на одном другом самолете в мире. Перехватчик несет от 5 до 9 тонн боевой нагрузки, в его арсенал входят различные типы боеприпасов, включая ракеты большой дальности, которыми может наносить удары самостоятельно, без внешнего целеуказания.
Военное обозрение
В истории с эсминцем выяснились деталь и дата, поначалу не обратившие на себя внимание обозревателей
Индия перебросила на границу с Китаем 50 тысяч солдат
В результате нападения боевиков погибло шесть человек, 13 ранено
Во время авиаудара США погиб ребенок
Все материалы по теме (3370)