Бакинский портал News. az (Последние новости из Азербайджана) сообщил, что «российская сторона выразила готовность поставлять в нашу страну боевые самолеты в количестве, отвечающем потребностям ВВС Азербайджана (AzAF — сокращенное обозначение)».
Тут же на странице News. az можно прочитать, что за сутки, 12 апреля, «вооруженные силы Армении 24 раза нарушили режим прекращения огня на линии соприкосновения азербайджанских и армянских войск, применив снайперские винтовки».
Какие-либо подробности о пограничном инциденте не приводятся, если не считать обязательные в таких случаях комментарии азербайджанских СМИ.
Напомним, противостояние между двумя соседними странами Южного Кавказа началось в 1988 году, периодически переходя в горячую фазу, которая гасится главным образом усилиями России. По сути, речь идет о самой настоящей «замороженной» войне, а не о локальном пограничном споре. При этом никто из серьезных экспертов за пределами этих двух стран не берется судить, кто прав, а кто виноват. В любом случае, как в Азербайджане, так и в Армении, не прекращаются информационный атаки друг на друга и гонка вооружения. Поэтому соседство новостей об аппетите AzAF и перестрелке на границе вряд ли является случайным, что только подтверждает намерение Баку в реальности усилить свои ВВС.
Если верить News. az, Москва вела себя крайне заинтересованным продавцом, чуть ли «не стелилась персидским ковром» перед офицерами AzAF. Так, представителей потенциального клиента свозили на военные заводы, производящие боевые самолеты Су-35 и МиГ-35, а летчикам даже дали полетать на самолетах МиГ-35.
В этой связи другой тамошний новостной портал Caspian New напомнил, что после распада Советского Союза в 1991 году Москва не производила поставки оружия в Азербайджан, и возобновила только в 2005 году.
С другой стороны, потенциальная покупка Азербайджаном российских истребителей с большой долей вероятности не приведет к эскалации конфликта с Арменией. Тем более что не только Москва блокирует конфликт, но Вашингтон шлет сигналы Баку, что из двух кавказских стран Армения ближе к Америке. Мало кто знает, что Конгресс США де-факто ввел запрет с 12 июля 2019 года на поставку американского оружия Азербайджану с надуманной формулировкой «из-за угроз гражданским самолетам, летящие из Степанакертского аэропорта».
В принципе Вашингтон может продать оружие Баку, но при условии, что президент США возьмет на себя ответственность за данное решение. Вряд ли Трампу захочется лишний раз собачиться с законодателями, но, как говорят американцы в таких случаях, нет ничего невозможного, если у клиента имеются большие деньги. Есть еще и Китай, который в тоже может стать серьезным претендентом за деньги Азербайджана. Впрочем, Баку приходится учитывать интересы азербайджанской диаспоры в России, что дает реальную фору нашему ВПК.
Между тем, бюджет Минобороны Азербайджана в 2020 году увеличен примерно на $ 400 млн. — до общей цифры $ 2,3 млрд., то есть на 20%. По данным азербайджанских СМИ, именно эти средства и предназначены под будущий авиационный контракт. Если, конечно, сделка состоится.
В целом бакинские журналисты и эксперты, интерес к Су-35 со стороны AzAF относят к праздному любопытству — почему бы не «пощупать», что это за машина — да и только. Ценник 35-«сушки» для Азербайджана находится в диапазоне от $ 83 млн до $ 104 млн, в то время как МиГ-35 Москва готова отдать за $ 45 млн.
В то же время Су-35 и МиГ-35 самолета относятся к 4++, что в авиационном табеле о рангах ставит их чуть ниже F-22, F-35, J-20 и Су-57. С другой стороны, с развитием радиолокационных технологий лет через пять-семь граница с пятым поколением, наверняка, сотрется. В конце концов, наземные средства ПВО подскажут, если летчик прозевает «невидимку».
Поскольку в ВВС Азербайджана, как говорится в ежегодном докладе FlightGlobal за 2020 год о мировых военно-воздушных силах, истребителей совсем маловато и все они уже старенькие (5 МиГ-21, 12 МиГ-29 и 12 Су-25), то AzAF заинтересованы в более многочисленном парке самолетов. Значит, дешевый МиГ-35 имеет серьезные шансы на успех, в отличие от Су-35.
Даже если вынести за скобки ценники, то сравнивать Су-35 и МиГ-35 все равно, как боксеров разных весовых категорий. Понятно, что тяжеловес «сухой» и летает дальше, и несет более мощное вооружение, в том числе самую сверхдальнобойную в мире ракету воздух-воздух Р-37М. В его стоимость, кстати, включена премия за успешное участие в Сирии, где истребитель показал себя на твердую «пятерку». То есть речь идет о продукте с высокой репутацией.
В свою очередь МиГ-35 хвалят за четырехкратное дублирование всех систем управления, более низкую «заметность» по сравнению с Су-35 и за новый движок с повышенной тягой. С учетом того, что сегодня базовым истребителем AzAF является МиГ-29, значит, и обучение летчиков и техников станет проще.
Отметим, что у МиГ-35 в азербайджанском тендере есть политический конкурент — это истребитель JF-17 Thunder («Гром»). Его ценник просто сказка для AzAF — какие-то $ 15 млн., плюс очень тесные связи в вопросах военно-технического и международного сотрудничества. Правда, есть один нюанс: ключевые электронные системы, включая «свой-чужой», по настоянию Баку должны быть турецкими, что, безусловно, ухудшает надежность пакистанской машины.
Пакистанский военный аналитик Музаммил Хатами, близко знакомый с переговорным процессом между Баку и Исламабадом по вопросу закупки «Громов», сообщил, что ВВС Азербайджана рассматривают заказ на 20 JF-17, а также техобслуживание и обучение, как раз на $ 400 млн. Если же приобретать такое же число МиГ-35 у Москвы, то потребуется, как минимум, $ 900. Но найти где-то еще полмиллиарда долларов у AzAF в условиях низких цен на нефть и коронакризиса будет очень проблематично, если вообще возможно.
Что интересно: истребитель JF-17, разработанный пакистанским Авиационным комплексом при поддержке китайской корпорации Chengdu Aircraft Corporation, является модернизацией МиГ-21, который выпускали как J-7. Даже по оценке пакистанских экспертов, «Гром» намного слабее МиГ-35.
Похоже, что продажа Москвой Еревану четырех Су-30 сорвала сделку с Исламабадом, поскольку новые армянские «сушки» даже в меньшинстве «порвут как Тузик грелку» потенциальные азербайджанские «Громы».
Впрочем, закулисная борьба за контракт еще не окончена, поэтому можно ожидать самые разные варианты, например, пакистанцы неожиданно понизят цену, а AzAF потребует того же у России. Не исключено и то, что обновление ВВС Азербайджана вообще окажется замороженным на неопределенный срок из-за глобального кризиса, вызванного COVID-19. Тем более что прецедент имеется: Польша приостановила закупку у американцев F-35 по этой причине.
Как бы там ни было, но в мире крепнет интерес к истребителю МиГ-35, хотя Москва в своей прошлой оборонной политике ставила исключительно на «Сухой». Можно не сомневаться, что к этой сделке присматриваются египтяне, индийцы, алжирцы и так далее. Если контракт состоится, то у нового российского истребителя появятся хорошие экспортные позиции.