Беспилотная школа: Управлять дроном-камикадзе — восторг и ужас

14

Беспилотная школа: Управлять дроном-камикадзе — восторг и ужас

Спецоперация на Украине выявила две важнейшие БПЛА-проблемы. Первая — необходимость оснащения боевых подразделений беспилотниками разных типов. Вторая — подготовка операторов, способных ими эффективно управлять.

Назрели они потому, что в современных военных конфликтах дроны играют одну из ключевых ролей. Они не только помогают разведывать местность, но и наносят удары там, куда опасно или сложно отправить пехоту или авиацию.

Центр беспилотной авиации Максима Кондратьева — одно из профильных учебных заведений, которое уже больше года занимается подготовкой операторов и инструкторов беспилотных летательных аппаратов. Если брать общую статистику, то более 60% обучающихся там — это люди, вернувшиеся из зоны СВО и желающие продолжить исполнять свой долг. Или те, кто готов туда отправиться, но уже имея соответствующую квалификацию.

Разработчик БПЛА, инструктор, специальный инженер Константин «Карбазай» считает, что назрела необходимость в целенаправленной подготовке операторов, способных управлять не только летающими беспилотниками, но и надводными, и наземными. Всё больше таких аппаратов появляется в подразделениях, непосредственно в пользовании солдат. А у большинства из них уровень подготовки пока оставляет желать лучшего. Поэтому сейчас уделяется большое внимание подготовке военнослужащих, которые на местах смогут работать с любыми беспилотными аппаратами. В том числе — нестандартными, самодельными.

По словам «Карбазая», сейчас много подразделений изготавливают самодельные боеприпасы. Штатные они, конечно, тоже используют, но те не обеспечивают решения всех возникающих задач, поэтому на базе Центра беспилотной авиации создана универсальная платформа для применения непосредственно в войсках «на передке».

На эту универсальную платформу нагружается всё, что нужно. Этому БПЛА дали романтическое название «Встреча», потому как он первоначально предназначался для перехвата летающих дронов противника. И уже потом начал нагружаться другими функциями. Сейчас его главная задача — выведение из строя вражеской техники. Он может пролететь 5−7 км. Сейчас средняя продолжительность жизни дрона-камикадзе — 2 минуты 27 секунд, и «Встреча» как раз покрывает такое расстояние за данное время. На такой универсальный беспилотник, в частности, можно установить боеприпас, который с дистанции 2 метров пробивает броню толщиной в 45 мм. На сегодняшний день нет бронетехники, которая была бы от него защищена в верхней плоскости.

Второй боеприпас — осколочный. По своим свойствам, характеристикам, массе и габаритам он соответствует мине МОН-50, это противопехотная мина направленного поражения. Но боеприпас имеет более высокое функциональное действие. Он способен пробить бронеавтомобиль на дистанции в 27 метров. К тому же 3 тысячи поражающих элементов направленного действия дают очень высокую эффективность борьбы как с беспилотниками, так и с живой силой противника.

— В рамках тестирования была выявлена группа на моторной лодке, которая в составе 5 человек перемешалась с правого берега Днепра на левый. Метрах в 500 от берега она была атакована дроном с направленным осколочным действием. Он благополучно достиг цели, лодка мгновенно ушла под воду. Таким образом БПЛА показал свою эффективность против надводных целей. «Шарики» резиновые лодки любые пробивают. «Шариками» — мы называем снаряды, в которых в качестве поражающих элементов используются стальные шарики диаметром от 4,5 до 6 мм. Они работают против других БПЛА, против живой силы и против некоторых надводных целей. Против бронекатеров мы, понятное дело, работаем другими снарядами.

Я, конечно, не очень красочно рассказываю, но противники явно рассчитывали, что им удастся высадится на берег, они вступят в затяжной бой. А финал был как в фильмах Гая Ричи: оп! — и все

«СП»: Сейчас много говорится о том, что нужно интенсивно вести подготовку кадров, способных управлять беспилотными аппаратами, а какими качествами должен обладать человек для того, чтобы справляться с такой работой?

— Я не сторонник создавать вокруг операторов подобных аппаратов некий ореол героизма. Этакий «капитан Америка» или в нашем случае — «майор Пронин». Главное качество — это спокойствие. Беспилотники не терпят спонтанных действий и паники. Во время работы оператора возникает много нештатных ситуаций. Может произойти потеря связи, потеря видеокартинки. С этим нужно уметь справляться. Это первое. Ещё оператор должен очень хорошо знать свой тип дрона и свою систему управления. Потому что под многие дроны, особенно самодельные, пульты настраиваются индивидуально. И третье — это ответственность с точки зрения соблюдения норм техники безопасности. Ведь человек работает непосредственно с боеприпасами. Предохранители зачастую механические. Они требуют, чтобы рядом со взлетающим дроном никто не стоял, потому что именно в момент взлета происходит замыкание детонатора. Если дрон взлетел и не взорвался, то все в порядке, все работает. Так что вот эти основные качества: готовность учиться, изучать матчасть, спокойствие и серьезное отношение к технике безопасности.

«СП»: А как насчет инженерный жилки? Вы ведь рассказывали про самодельные дроны и боеприпасы…

— Самодельный дроны — это не прерогатива людей в окопах. Они — воины. И должны получать уже готовый дрон. Солдат должен уметь его применять, а не разрабатывать. Если мы будем требовать, чтобы каждый разрабатывал себе, например, собственный автомат, то это уже будет не армия, а высокоинтеллектуальная толпа бесполезных людей. Конечно, в подразделении должен быть инженер, который может, к примеру, исправить дрон в случае повреждения. Ещё необходим человек, тоже с инженерным образованием, который работает с боеприпасами: может их изготавливать, модернизировать. И обязательно должен быть специалист, который снаряжает боеприпасы. И этим занимается только он. Важное свойство боеприпасов, особенно самодельных — в повторяемости характеристик. Поэтому боеприпасами должен заниматься отдельный человек, и делать это все время одинаково.

«СП»: А что самое главное в дроне?

— Есть такое понятие — солдатоустойчивость. По-простому — защита от дурака. Изделия обязательно должно обладать солдатоустойчивостью, потому что проколы случаются в самых неожиданных ситуациях. Вот отправили мы один дрон ребятам на тестирование. К нему была подробная инструкция приложена, все детали подписаны. Со стрелочками — что и куда крепить. Человека одного проинструктировали, он всю записал на видео. И все равно они умудрились неправильно поставить винты и в первый же взлет разбить дрон. Хорошо, что он был без боевой нагрузки! В общем, мы стараемся делать изделия с максимальной солдатоустойчивости. Это необходимо ещё и потому, что операторы на местах, к сожалению, часто пренебрегают техникой безопасности.

— Есть у летчиков такое понятие — «молитва»: перед взлетом в определенной последовательности проверяются все системы. Аналогично и с подготовкой к полету БПЛА. И мы уже имеем определенную статистику: когда тщательно выполняются все требования такой проверки, тo отказ беспилотных аппаратов очень низкий, — рассказал «Карбазай».

Сейчас в зоне СВО российская армия использует дроны-камикадзе «Привет» и «Бумеранг». Их особенность в том, что камера транслирует полет на очки дополненной реальности (FPV, First-Person View, вид от первого лица). Оператор видит передаваемую картинку так, будто сам летит над землей.

Еще недавно такие дроны считались игрушками, а сейчас являются настоящей ударной силой. В отличие от обычных дронов, они имеют высокую маневренность, способны поражать объекты, движущиеся на скорости до 140 км/час и обеспечивают максимальную точность.