Балтийский экспресс: Турция поможет вооружить российскую армию в Калининграде — Статьи — Армии и войны — Свободная Пресса

65

Балтийский экспресс: Турция поможет вооружить российскую армию в Калининграде - Статьи - Армии и войны - Свободная Пресса

Где находится Калининградская область России и её особый территориальный статус, в отрыве от основной части страны, хорошо известны. Попасть туда из, скажем, Москвы, можно самолётом, поездом, по морю, на автомобиле из-за ковидных мер сейчас нельзя — Литва закрыла границы. Это транзит для туристов и командировочных. А вот как туда перебросить танки и прочую военную технику?

Сейчас пресс-служба Западного военного округа сообщила, что партия модернизированных танков Т-72Б3М поступила на вооружение мотострелкового соединения армейского корпуса Балтийского флота под Калининградом. Количество не сообщается, но надо полагать, что счёт идёт не на единицы и даже не на десятки. Вообще российская группировка в Калининградской области значительно усиливается — за счёт создания 18-й гвардейской мотострелковой дивизии (МСД), формирование которой должно завершиться к концу нынешнего года. А дивизия, это, знаете ли, не «твою дивизию», а полноценное общевойсковое соединение, способное самостоятельно вести боевые действия в отрыве от основных сил. Там ещё и 11-й армейский корпус находится, 152-я гвардейская ракетная бригада, на вооружении которой стоят ОТРК «Искандер-М», есть как минимум шесть дивизионов зенитных ракетных систем С-400 «Триумф», ну и много других «стрелялок».

Как это всё в «анклав» доставляется? Военный груз, заметим, не из лёгких, тот же танк Т-72Б3М весит 47 тонн, так что теоретически военно-транспортный Ил-76 российских ВКС (грузоподъёмность до 60 тонн) сможет перевезти лишь один танк, Ан-124 «Руслан» (грузоподъёмность до 120 тонн) потянет два танка. Дорого, да и пропускная способность невелика. Железная дорога, равно как и автомобильное сообщение, исключаются — через Литву, страну НАТО, военные грузы в Калининград перевезти невозможно. Есть паромное сообщение между портом Усть-Луга (150 км от Санкт-Петербурга) до города Балтийска в Калининградской области. Расстояние по морю — 480 морских миль и двое суток пути тихой сапой. На пароме, а это железнодорожно-автомобильные суда, можно и чёрта лысого перевезти. Вот только на Балтике у России их всего два.

На Балтийском флоте ВМФ России есть ещё и 71-я бригада десантных кораблей, способная перевозить тяжёлую военную технику. Её основу составляют 4 старых БДК проекта 775 польской ещё постройки — «Минск», «Калининград», «Александр Шабалин» и «Королёв». Каждый из них способен принять на борт 10−13 средних танков — корабли этого проекта способны взять груз до 480 тонн. Понятно, что именно на эти корабли легла основная нагрузка по снабжению, в том числе и вооружениями, группировки армии РФ в Калининградской области. Но вот нюанс, их не так много (малые десантные корабли из состава этой бригады в расчёт грузоперевозок в расчёт не берём), плюс они выполняют другие задачи в интересах флота — участвуют в учениях и дальних морских походах. Нужна поддержка гражданского флота, с большей тоннажностью, а ещё и меньшей заметностью перевозимых грузов.

Такими судами Морфлот на Балтике представлен двумя паромами — «Амбал» (1990 года постройки) и «Балтийск» (1984 год). Каждый из них способен вместить в своё чрево на трёх палубах 115 стандартных железнодорожных вагонов, 100 автомобилей и всего 12 пассажиров — предусмотрено 6 двухместных кают. Если заглянуть в инструкцию компании судовладельца, можно понять и их основное предназначение. «Каюта для сопровождающего транспортное средство представляется только представителям министерства обороны России», — написано там чёрным по белому. Ну, это либо механикам-водителям, либо группе морской пехоты, охраняющей груз. Для гражданских оставили грузо-пассажирский паром «Петербург» (каюты на 110 человек), который до открытия Крымского моста обслуживал перевозки в Керченском проливе, а теперь вернулся на родной маршрут Усть-Луга-Калининград.

Поставка новых БДК для Балтийского флота ВМФ России пока не планируется — два больших десантных корабля 1-го ранга ближней и дальней морской зоны проекта 11711 «Иван Грен» и «Пётр Моргунов» достались Северному флоту. Строящиеся «Владимир Андреев» и «Василий Трушин» уйдут на Тихоокеанский флот (сроки передачи — 2023−2024 года. Кто же будет обеспечивать «Балтийский экспресс» (по аналогии с «Сирийским экспрессом», доставляющего военные грузы в сирийский порт Тартус)? Вся надежда на… турецкие паромы.

Сейчас в Турции, на судостроительном предприятии Kuzey Star Shipyard в Стамбуле «доводят до ума» два железнодорожных парома «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский», которые предназначены именно для обеспечения линии Усть-Луга — Балтийск. Разработчиками этих судов выступило ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод», российское предприятие является и формальным судостроителем, так что паромы будут считаться именно российскими. К слову, это самые большие гражданские суда, которые были спущены на воду за всю историю судостроительных верфей Турции. Сроки постройки несколько подзатянулись (должны были переданы в 2020 году), но есть надежда, что в скором времени они всё же сменят «Балтийск» и «Амбал» на трассе «Балтийского экспресса». Понятно, какими будут и основные грузы паромов — Турция нам поможет поддержать боеготовность Калининграда.

А ещё, косвенно, и… Украина. Как утверждают в ООО «Морское инженерное бюро» (МИБ, Одесса) железнодорожные паромы проекта CNF19M для линии Усть-Луга — Балтийск были разработаны именно в МИБ. Факт сомнительный, но не исключено, что некоторые наработки украинских судостроителей всё же использовались. Тем не менее, контракт по госзаказу на постройку двух таких паромов в декабре 2018 года в размере 10 миллиардов рублей оплатил именно ФГУП «Росморпорт». Что досталось украинским разработчикам неизвестно, но они действительно принимали участие в исследованиях по концепту грузового парома. После 2014 года такие контакты прекратились, а «Маршала Рокоссовского» заложили на Невском ССЗ в октябре 2018 года, «Генерала Черняховского» в апреле 2019-го. Строительство же грузовых паромов продолжилось на турецкой судостроительной верфи, а не на украинской.

Судя даже по названием новых «турецких» паромов, со словами «Маршал» и «Генерал» (Рокоссовский и Черняховский") в названиях, они будут судами двойного назначения, где военное предназначение будет преобладать. Эти паромы хотя и уступают по количеству перевозимых грузов существующим «Балтийску» и «Амбалу» — 80 железнодорожных вагонов против 115 и две палубы вместо трёх, зато обладают ледовым классом и способны самостоятельно действовать не только в Балтийском море (а оно порой замерзает при низком промилле воды), но и в ближней Арктике без сопровождения ледоколов. Вероятно, что потребности Минобороны в переброске военных грузов в Калининградскую область будут удовлетворены таким количеством новых паромов, которые планируется запустить в первый рейс на Балтике с 2022 года. Тем более, что основная часть танков и прочей техники уже доставлена по назначению.

Военное обозрение

Путин сообщил о завершающихся испытаниях ракеты «Циркон»

Украинский генерал заявил, что устроит России «кровавую баню»

Пушков рассказал о несостыковке в истории с американской подлодкой

Путин озвучил количество беспилотников в российской армии

Все материалы по теме (3712)