Многие кинулись как важнейшую новость на все лады обсуждать заявление начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба генерал-полковника Евгения Бурдинского о грядущих крупнейших структурных изменениях в наших Вооруженных силах. А напрасно.
Потому что Бурдинский во многом просто повторил те задачи, что на итоговой коллегии Министерства обороны РФ в декабре 2022 года поставил Сергей Шойгу. А именно: предстоит в кратчайшие сроки, а также с гигантскими организационными, кадровыми и финансовыми затратами за счет просуществовавшего всего 13 лет слишком громоздкого Западного военного округа воссоздать Ленинградский и Московский военный округа, в сентябре 2010 года павшие жертвами не к ночи будь помянутых безголовых «сердюковских» реформ. На западном стратегическом направлении встанет еще одна заново сформированная воздушная армия. В Карелии против новоиспеченного члена НАТО Финляндии развернется дополнительный отдельный армейский корпус.
И далее — в том же духе. Для организационно-штатного наполнения этих давно невиданных оборонительных преобразований намечено в европейской части страны в кратчайшие сроки создать еще одну общевойсковую армию, пять дополнительных дивизий и 26 отдельных бригад. Все это — в рамках тоже утвержденного в декабре 2022 года увеличения общей численности Вооруженных сил РФ на полмиллиона солдат и офицеров.
Только повторяю: по большому счету все это не новость. А повторное изложение генералом Бурдинским основных положений уже введенного в действие Кремлем плана вынужденного превращения России в огромный военный лагерь перед лицом резко растущих угроз со стороны НАТО и обезумевшей Украины.
К полугодовой давности идеям Шойгу начальник Главного организационно-мобилизационного управления на сей раз добавил единственное, но весьма важное. Нашим адмиралам, как выясняется, одновременно предстоит как можно скорее построить свой мощный бастион на Азовском море. Называться он будет Азовским военно-морским районом. Что это, для чего и откуда возьмется?
Прежде всего, отметим то, что на поверхности: образованием особого Азовского ВМР Генштаб явно пытается сократить зону оперативной ответственности Черноморского флота. Чтобы дать тому возможность сконцентрироваться на главном: борьбе с натовцами и Украиной за Черное и Средиземное моря, а также — за Крым.
Мы же помним, что происходило в этих водах в последние годы. Трижды, в 2018, 2021 и в 2022 годах, когда резко обострялась ситуация вокруг Азовского моря, Россия была вынуждена для усиления боевого потенциала черноморцев по Волго-Донскому судоходному каналу экстренно, хотя и на непродолжительное время, перебрасывать серьезные корабельно-катерные соединения с Каспия. Все они после перехода по внутренним водам страны тут же поступали в оперативное подчинение штаба ЧФ в Севастополе. У которого и без акватории Азовского моря своей головной боли было достаточно.
В первом случае (в мае 2018-го) переход совершали бронекатера АК-201 и АК-248 проекта 1204 (шифр «Шмель») и артиллерийский катер АК-326 проекта 1400 М (шифр «Гриф»). Вместе с ними по внутренним речным путям на Азов пробрались рейдовый водолазный катер РВК-933, а также рейдовый буксир РБ-410.
Спустя три года (в апреле 2021-го) тем же путем проследовали уже пятнадцать боевых единиц из состава Каспийской военной флотилии. В том числе три артиллерийских и восемь десантных катеров, а также суда обеспечения.
Всякий раз Киев поднимал по этому поводу крик на весь мир, обвиняя Россию в новом витке эскалации. Потом все временно затихало.
Но когда началась наша спецоперация на Украине, без каспийских катерников она снова просто не могла обойтись. Срочно вызванные на театр боевых действий из-под Махачкалы речные бронированные катера типа «Шмель» с 76-мм танковыми пушками в носовой и кормовой башнях, а также с крупнокалиберными зенитными пулеметами, принялись патрулировать подходы с моря к освобожденным нашими войсками портам Мариуполь и Бердянск. А затем снова ушли восвояси.
Теперь, как следует из сообщения генерал-полковника Бурдинского, эту канитель решено прекратить раз и навсегда. Сколько нужно кораблей, катеров и судов обеспечения на Азове — столько на нем и будет служить. Только не на временной, а на постоянной основе. В составе нового военно-морского района. Наверняка — с базированием как раз на Бердянск и Мариуполь.
Откуда возьмем столько дополнительных боевых единиц? Их ведь понадобится немало. Особенно с учетом, что патрульным кораблям и катерам пограничников Береговой охраны ФПС РФ, которые прежде, главным образом, и наводили порядок в Азовском море, делать теперь в этих широтах нечего. Они или уже ушли оттуда, или вот-вот уйдут. Поскольку в ходе продолжающейся спецоперации названное море превратилось теперь во внутренние воды России.
Наверняка сколько-то стареньких артиллерийских «Шмелей», а также сравнительно новых противодиверсионных катеров проекта 21980 «Грачонок», патрульных катеров проекта 03160 типа «Раптор» и скоростных десантных катеров проекта 11770 «Серна» на воздушной каверне переведут из состава Каспийской флотилии. Особого риска тут нет. Сейчас в зоне ответственности моряков-каспийцев просто курорт по сравнению с нынешним состоянием, а также — с весьма вероятными грозными боевыми перспективами бывшего азовского «подбрюшья» Украины.
Откуда еще наскребем пополнение? Тут возможны весьма неожиданные варианты.
Так, в мае 2022 года на внешнем рейде Севастополя был замечен шедший под Андреевским флагом бывший украинский малый артиллерийский бронекатер «Аккерман» проекта 5815.5 типа «Гюрза-М». Известно, что нашим войскам в абсолютно исправном состоянии он без боя достался в качестве трофея в порту Бердянска.
Сначала «Аккерман» (вооружение — 30-мм автоматическая пушка, 7,62-мм пулемет, 30-мм гранатомет и две установки противотанковых ракет «Барьер» с лазерной системой наведения) на буксире переправили в Новороссийск. Затем, после дотошного технического осмотра и всесторонних испытаний, он был включен в состав российского флота с бортовым номером «201». Но в штормовом Черном море трофейной «Гюрзе» делать особо нечего. Конструктивно не приспособлен он воевать в «свежую» погоду. В самом мелководном в мире Азовском море с этим делом куда комфортней.
Меньше известно еще про три трофейные «Гюрзы», оказавшиеся в нашем распоряжении после освобождения Бердянска и Мариуполя — бывших «Кременчуге», «Вышгороде» и «Лубны». Боевые повреждения при штурме причалов, насколько известно, получил только «Лубны». Этот катер давно поднят со дна и отправлен в док для изучения.
Есть ли смысл его восстанавливать? Широкой общественности неизвестно. Как неизвестно пока и что российское командование решило делать с «Кременчугом» и «Вышгородом». Возможно, после того, в Москве решили образовать Азовской военно-морской район, и те войдут в состав нового флотского объединения? Вместе с бывшим «Аккерманом»? Это кажется логичным.
Но что это мы все о катерах и катерах? В принципе любой военно-морской район, как правило, составляют из боевых возможностей не только лишь ВМФ.
В принципе, согласно сведениям с официального сайта Минобороны, ВМР — это «оперативно-тактическое территориальное объединение соединений (частей), предназначенное для обеспечения базирования сил флота, проведения в их интересах мобилизационных мероприятий, организации обороны баз и гаваней с моря, поддержания благоприятного оперативного режима в отведённой ему зоне. Военно-морские районы оборудуются артиллерийскими и ракетными батареями, минными заграждениями, береговыми РЛС, гидроакустическими станциями. Им могут придаваться отдельные боевые корабли (катера), суда обеспечения, подразделения сухопутных (территориальных) войск».
Из чего, как представляется можно заключить, что в состав Азовского ВМР наверняка будут включены не только корабли, катера и части флота. Но и вообще все, что нынче составляет новые крупнейшие российские гарнизоны на побережье этого моря. В частности, в Мариуполе, Бердянске, Темрюке, Ейске, Геническе.
Если так, то логично ожидать, что, например, боевые самолеты и вертолеты Азовского ВМР станут базироваться на давно существующем, очень вместительном и недавно реконструированном аэродроме в Ейске. На котором с 2010 года пока несет службу 859-й Центр боевого применения и переучивания летного состава Военно-Морского флота Российской Федерации и 190-й учебный смешанный авиационный полк.
Еще очень вероятным представляется включение в состав Азовского ВМР 382-го отдельного батальона морской пехоты. На сегодня это фактически составная часть севастопольской 810-й отдельной бригады морской пехоты Черноморского флота. Но стоит слишком далеко от Крыма. В городе Темрюк на азовском побережье Краснодарского края.
Как произошла эта странность? Батальон был выведен из Севастополя в Темрюк еще в 1995 году. На это пришлось пойти потому, что тогда Москве казалось, будто и весь Черноморский флот владевшая в ту пору Крымом Украина вскоре взашей прогонит с солнечного полуострова. Поэтому 382-й отдельный батальон был отправлен на Кубань в качестве передовых квартирьеров — готовить военный городок, склады и парки для боевой техники на случай вынужденной передислокации бригады из Севастополя.
Позже все как-то политически устаканилось. Черноморский флот остался стоять в своей исторической главной базе. 810-я бригада морской пехоты — тоже. А 382-й батальон так и стоит на отшибе.
Начальству на берега Азовского моря от штаба бригады или даже от штаба Черноморского флота — пойди, наездись со всякими новыми документами, проверками и комиссиями. А вот теперь, если идея с разворачиванием ВМР воплотится в жизнь, в новых рамках смотреться батальон станет куда гармоничней, чем прежде. Да и к центру боевых событий спецоперации на Украине от Темрюка куда ближе, чем даже от Севастополя.
Военное обозрение
Военный эксперт: солдат-то можно набрать, но где взять офицеров?
«Необходимо для достижения целей СВО»: Болдырев о создании Ленинградского и Московского военных округов
Беспилотник ВМС США во время испытаний попытался убить мешавшего ему оператора
Стало известно о новых воинских частях в России
Все материалы по теме (5233)