Арифметика воздушного боя: Сколько стоит «пульнуть ракетой»

26

Арифметика воздушного боя: Сколько стоит «пульнуть ракетой»

Почему Америка продолжает использовать дорогие ракеты против дешевых целей? На этот интересный вопрос попытался найти ответы американский журнал The National Interest (NI).

9 ноября в этом журнале была опубликована статья, в которой сделана попытка объяснить, например, почему дешевый китайский воздушный зонд был сбит дорогой ракетой.

Ракета в полмиллиона долларов против воздушного шара

Ситуация с вторжением китайского воздушного зонда-разведчика и его уничтожением ракетой AIM-9X Sidewinder 9 февраля, получила негативную реакцию СМИ, общественности и политиков в США, поскольку американцы усомнились в разумности использования боевой ракеты стоимостью полмиллиона долларов для поражения такой простой и дешевой цели.

Когда американцы говорят о ракетах «воздух-воздух», запускаемых по таким целям, как дроны или воздушные шары, они склонны думать с точки зрения соотношения стоимости ракеты и цели. Но, правда в том, что ракеты — это не инвестиции, это скоропортящийся товар.

Подобно бутылке молока в холодильнике, вы можете хранить эти системы на полке только до тех пор, пока они не испортятся — пишет NI.

F-22 Raptor использовал ракету стоимостью около $472 000, хотя, как считают многие, мог бы использовать бортовую шестиствольную пушку M61V2 Vulcan. Но командование ВВС США посчитало, что отверстия от пушки не нанесут вреда оболочке шара. Оставалось только одно — использовать ракету. Что пилот «Раптора» и сделал, вызвав в обществе негодование. Пилот мог бы сбить зонд и другой своей ракетой — AIM-120D (AMRAAM), но она еще дороже устаревшей Sidewinder. AMRAAM стоит — $1,095 млн. Так что пилот смог еще сэкономить деньги американских налогоплательщиков.

Срок годности

Ракеты класса «воздух-воздух имеют жесткий срок годности. Этот срок службы определяется рядом факторов — пишет NI в своей статье:

— сроками службы твердотопливного ракетного топлива, используемого в двигателях ракеты;

— сроком службы бортового аккумулятора, обеспечивающего питание систем наведения и рулей ракеты.

Более того, подчеркивает дальше автор статьи — у ракет воздушного базирования есть еще назначенный полетный ресурс. Ракета, так же, как и весь самолет, в полете испытывает такие же перегрузки, воздействие климатических факторов и так далее.

Конечно, эти сроки годности можно продлить с помощью дорогостоящих программ, которые являются обычной практикой для ракетных систем, которые больше не производятся и не имеют замены.

Но когда дело доходит до находящихся в производстве ракет, таких как Sidewinder или AMRAAM, сроки истечения годности более жесткие и быстрые.

Большинство современных ракет поставляются с прогнозируемым сроком хранения от 10 до 20 лет. Но США необходимо поддерживать достаточные запасы оружия, чтобы гарантировать, что они могут защитить себя и своих союзников в любой момент времени. Поэтому каждая поставка оружия начинается с обратного отсчета времени и требует почти постоянных поставок для замены старого оружия в арсеналах.

NI приводит в пример срок годности ракеты AIM-9X Sidewinder. Ракета имеет прогнозируемый срок службы 20 лет. Америка впервые начала получать серийные AIM-9X в 2000 году.

Эти ракеты должны были давно выведены из эксплуатации. Но на самом деле ракеты — это товар, который можно использовать по принципу «используй или потеряешь» — считают американские военные. Вот США и используют их, где только можно. Продают странам блока НАТО, третьим странам, которые имеют подходящие самолеты, применяют на всевозможных учениях, ну и сбивают зонды…

Летные часы тикают

Также важно количество летных часов в связке с самолетом-носителем, в течение которых ракета может выдерживать суровые условия без потери боевых качеств. Ракета изнашивается от быстрых изменений температуры, маневров с высокой перегрузкой, а также ударов и вибраций.

Все эти факторы присущи любому полету и не только в военных операциях. Данных о продолжительности полета в часах ракет Sidewinder и AMRAAM нет в общем доступе, но для более старых ракет количество летных часов составляет около 50−80 часов.

Другими словами, ракеты не вечны, и пилотам в разгар сложных воздушных операций просто нет особого смысла беспокоиться о бюджете при выборе оружия, которое будет использовано для боя — считает военное руководство США. Так как каждый полет с ракетами приближает их к выводу из эксплуатации, их можно спокойно использовать по назначению.

«Меню» для ВВС США

В заключение приведем расценки на авиационные ракеты и бомбы по данным журнала The Drive (цены на 2021 год).

Важно отметить, что цены за единицу колеблются, причем в некоторых случаях сильно, в зависимости от различных факторов, включая эффект масштаба от покупки более крупных партий.

Это означает, что разные службы (ВВС, ВМФ включая Корпус морской пехоты) могут фактически платить разные суммы за одно и то же оружие. Одна и та же служба может также платить разные суммы за одни и те же боеприпасы в базовом бюджете и в бюджете дополнительных специальных операций на случай чрезвычайных ситуаций за рубежом.

Средние данные приведены по официальным финансовым документам на 2021 бюджетный год.

Ракеты «воздух-воздух»

AIM-9X Sidewinder (для ВВС) — 472 000 долларов США.

AIM-9X Sidewinder (для ВМФ) — 430 818 долларов США

Эти цены включают в себя партии ракет AIM-9X-2 Block II и AIM-9X-3 Block II+, последняя из которых предназначена специально для вариантов F-35 Joint.

Усовершенствованная ракета средней дальности AIM-120D (AMRAAM) (ВВС) — $1,095 миллиона.

Усовершенствованная ракета средней дальности AIM-120D (AMRAAM) (ВМФ) — $995 018.

Ракеты класса «воздух-поверхность»

Усовершенствованная противорадиолокационная управляемая ракета увеличенной дальности AGM-88G (ВМФ) — $6,149 млн.

AGM-114 Hellfire (ВВС) — $70 000.

AGM-114 Hellfire (армейская) — $213 143.

AGM-114 Hellfire (ВМФ) — $45 409.

AGM-158 класса «воздух-поверхность» (JASSM) (ВВС) — $1,266 млн.

Противокорабельная ракета большой дальности AGM-158C (LRASM) (ВВС) — $3,960 млн.

Противокорабельная ракета большой дальности AGM-158C (ВМФ) — $3,518 млн.

AGM-179A ракета класса «воздух-земля» (Армия) — $324 805.

AGM-179A ракета класса «воздух-земля» (ВМФ) — $243 281.

Расценки на некоторые высокоточные бомбы, которые, в том числе, применяются ВСУ.

Высокоточные бомбы:

Бомба малого диаметра GBU-39/B (SDB) (ВВС) — 439 000.

GBU-53/B Storm Breaker малого диаметра II (SDB II) (ВВС) — $195 000.

GBU-53/B Storm Breaker малого диаметра II (SDB II) (ВМФ) — $220 916.

Joint Direct Attack Munition (JDAM) (ВВС) — $21 000.

Joint Direct Attack Munition (JDAM) (ВМФ) — $22 208.

Согласно бюджету ВВС, стоимость стандартной неуправляемой 500-фунтовой (226,7 кг) бомбы Mk 82 составляет $4000 за единицу. Неуправляемые 2000-фунтовые (907,1 кг) неуправляемые бомбы Mk 84 стоят $16 000 за штуку.

Теперь, когда в новостях вы услышите о применении какого-либо конкретного американского вооружения воздушного базирования в боевых действиях в мире, вы можете сами приблизительно прикинуть бюджет таких атак.

Военное обозрение

Ростех: боевые возможности истребителя Су-57 увеличиваются

Мантуров сообщил, когда появится опытный образец новейшего истребителя Checkmate

35 выпускников Рязанского училища получили Героев в СВО

Россия взялась за подготовку к производству первых истребителей Checkmate

Все материалы по теме (5707)