Издание The Drive предрекает скорый закат истребителей пятого поколения, к которому относятся американские самолеты F-22, F-35, российский Су-57 и китайский J-20. На смену им должны прийти другие машины, которые не только будут превосходить «пятерочников», но и опираться на совсем иную концепцию конструирования.
Этот «приговор» опирается на высказывание помощника по закупкам министра ВВС США Уилла Ропера, который сообщил о прорыве, достигнутом в программе Next Generation Air Dominance (NGAD) — «Господство в воздухе нового поколения».
Был построен первый прототип истребителя шестого поколения, который выполнил дебютный полет в сентябре.
Программа строго засекречена. Известно лишь, что в реализации проекта принимает участие ВВС США совместно с «авиастроительными компаниями». Ни одна из компаний не называется. О самолете не известно абсолютно ничего. Не засвечена ни одна характеристика, неизвестны габариты, аэродинамическая схема, вооружение, пилотируемый это самолет или же беспилотный… Не известно даже, на какой авиабазе состоялся первый полет прототипа. А также стоимость проекта, чего прежде в американской оборонке, отчитывающейся о расходах перед Конгрессом и налогоплательщиками, не водилось.
Правда, сообщение о первом полете было снабжено информацией общего характера, которая призвана скорее не приподнять завесу секретности, а разрекламировать неисчерпаемые технологические возможности авиастроительной отрасли. Прототип был полностью спроектирован цифровым методом. Следовательно, исключены ошибки, которые свойственны людям.
«Мы стремимся к самым сложным системам, которые когда-либо создавались, и проверяли все возможности этой цифровой технологии. Фактически мы продемонстрировали нечто действительно волшебное», — заявил Уилл Ропер.
Нечто похожее в технологическом отношении США уже проделали во время совместной со Швецией разработки сверхзвукового учебного истребителя eT-7 Red Hawk. Американская компания Boeing и шведская Saab использовали цифровую инженерию и открытую архитектуру. Однако этот опыт, как сообщил Ропер, не идет ни в какое сравнение с тем, какие чудеса технологии используются при создании истребителя шестого поколения.
О чудесах, которые должен творить в воздухе NGAD, напрямую не сообщается. При этом Ропер заявляет, что от проекта не следует ждать какой-то одной конкретной машины, «прекрасной во всех отношениях»: «Я не думаю, что разумно строить один-единственный самолет, который должен быть доминирующим во всех миссиях и во всех случаях все время». Это означает, что американцы в рамках программы Next Generation Air Dominance создают платформу, которую можно было бы наполнять различным содержанием. То есть создавать семейство самолетов, каждый из которых будет максимально приспособлен для решения определенного круга задач. Но все эти самолеты будут максимально возможно дополнять друг друга.
То есть будут и пилотируемые, и беспилотные машины, тесно взаимодействующие между собой. Возможно, будет и специализация по вооружению — ракетному, электронному, энергетическому. Поэтому проект будет развиваться последовательно, начавшись с базовой модификации истребителя шестого поколения, которая впоследствии, по мере дальнейшего развития технологий, будет дополняться новыми качествами.
Насчет сроков появления готового самолета американцы настроены крайне оптимистично. Что они объясняют громадным временным выигрышем не только на разработку, но и на виртуальные испытания, который предоставляют полностью цифровые технологии проектирования. Поговаривают, что закупки NGAD для ВВС США могут начаться уже в 2022 году.
Вполне понятно, что это было бы безумием, на которое Штаты вряд ли пойдут. Буквально все, включая главного прорицателя Илона Маска, называют NGAD гробовщиком истребителей пятого поколения. Но при этом производство F-35 (который должен угробить NGAD) пока еще не вышло на запланированный максимальный уровень. Более того, в Штатах развиваются еще несколько амбициозных проектов национального масштаба. Прежде всего, следует назвать стратегический бомбардировщик B-21 Raider. Со следующего года должны начаться закупки почти двух сотен новейшей модификации знаменитого «Орла» — F-15EX Advanced Eagle.
Также должна начаться замена устаревших учебных самолетов Т-38 на eT-7 Red Hawk и обновление парка самолетов-заправщиков новой машиной KC-46 Pegasus, построенной на базе широкофюзеляжного лайнера Boeing 767. И еще ВВС предстоит оплачивать разработку новой МБР наземного базирования Ground Based Strategic Deterrent (GBSD) и последующее ее производство на замену устаревшим МБР «Минитмен-3».
Из этого следует, что конкретные результаты программы NGAD, которые смогут на практике использовать ВВС США, должны появиться не ранее второй половины 30-х годов. А до этого на нескольких прототипах будут обкатывать различные прогрессивные технологии. Главная и наиболее сложная из них — это не оружие энергетического воздействия, а искусственный интеллект. Причем ИИ такого уровня развития, что ему можно будет полностью доверять летательный аппарат от момента взлета до посадки.
Помимо этого теоретиками сформулирован целый ряд требований к летательному аппарату шестого поколения:
— опциональное наличие пилота, когда самолет может использоваться как с пилотом, так и без него;
— высокая маневренность для всех режимов полета;
— возможность изменения формы;
— еще большая малозаметность во всех спектрах;
— использование радиофотонной РЛС, что многократно увеличивает дальность обнаружения противника;
— выход в ближний космос;
— умная обшивка, представляющая собой многофункциональную роботизированную систему миниатюрных приемо-передающих модулей радиолокационного и оптико-локационного назначения, а также модулей для ведения кибервойны, вживленную в поверхность планёра;
— автоматическое восстановление поломок и повреждений различного характера;
— наличие лазерного и электромагнитного орудия.
Вполне понятно, что не все эти требования реализуемы при современном уровне развития технологий. Поэтому сейчас возможно создание функционально усеченных «шестерок».
Это справедливо для российского ударного сверхзвукового беспилотника «Охотник», который у нас числится самолетом шестого поколения. Разработка секретная. Однако некоторым критериям эта машина удовлетворяет. В частности, «Охотник» способен как самостоятельно выполнять боевое задание, так и быть ведомым в связке с Су-57. Срок готовности беспилотника запланирован на 2024 год.
Что же касается Су-57, то даже будучи принятым на вооружение, он будет продолжать испытательные полеты. Потому что на нем обкатываются системы, предназначенные для самолетов шестого поколения. В частности, существуют планы сделать его опционально управляемым. То есть предполагается создание беспилотной модификации. Ожидается, что на нем в обозримом будущем будет опробоваться радиофотонная РЛС, испытания макета которой успешно завершились в конце августа в концерне «Вега», входящем в холдинг «Росэлектроника».
Военное обозрение
НАТО тревожит обстановка близ Калининградской области
Зарубежных специалистов изумил ночной трюк Су-34
В США признали, что российские подводные лодки лишили Америку статуса «недосягаемой»
В Bloomberg заявили о максимальной боеспособности России
Все материалы по теме (2775)