Американцы через 3 года обещают поднять в воздух принципиально новый самолет

35

Американцы через 3 года обещают поднять в воздух принципиально новый самолет

Первая информация о поиске руководством Пентагона и Военно-воздушных сил армии США принципиально новых концепций развития военно-транспортной авиации в целом, и самолетов-заправщиков в частности, появилась более года назад — в июле 2022-го.

В качестве одного из наиболее перспективных предложений тогда позиционировалась программа, предусматривающая использование интегральной аэродинамической компоновки (самолет имеет плавно переходящий в крыло фюзеляж, создающий с последним единую несущую поверхность), способной, по мнению заокеанских специалистов, обеспечить значительный рост летных и технических характеристик таких аппаратов. На сегодняшний день НИОКР в этом направлении вышли на этап разработки, что позволяет говорить о них, как о проекте, способном получить дальнейшее развитие. Кстати, по сведениям издания «Aviation Week & Space Technology» только на стадии выработки требований и формирования условий конкурса уже было потрачено порядка $57 млн.

Аналитиками издания были раскрыты некоторые подробности технического задания на разработку военно-транспортного самолета компоновки BWB, более известной, как «летающее крыло», с возможностью его трансформации в самолет-заправщик. В качестве минимальных условий заказчик настаивает на сохранении летных характеристик и параметров грузоподъемности на уровне самолетов, стоящих на вооружении ВВС армии США сегодня. А это, как правило, представители семейства Boeing 767 и его «коллеги» по классу.

Именно «семьсот шестьдесят седьмой» модификации 200ER стал платформой для самого распространенного американского самолета-заправщика Boeing KC-46. Что же касается их анонсируемого роста, то считается, что использование интегральной аэродинамической компоновки способно с одновременным увеличением грузоподъемности сократить эксплуатационные расходы. И, в первую очередь, затраты на топливо.

По подсчетам специалистов переход военно-транспортной авиации американских ВВС на самолеты BWB позволит снизить ежегодные эксплуатационные затраты на сумму около $2,0 млрд. Однако, не все так радужно, как представляют «самые правдивые» американские СМИ. По состоянию на 2021 год самолет проекта КС-46 «Pegasus» уже обошелся американскому налогоплательщику в $9,5 млрд, что, правда, не стало гарантией нормального выполнения им (самолетом) своего функционала. Однако явилось причиной переноса его поставок американским ВВС до 2024 года.

Повторимся, чуть более года назад заказчик в лице руководства Военно-воздушных сил армии США получил ряд конкурсных предложений, из которых было выбрано наиболее удачное. Контракт на продолжение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках проекта «военно-транспортный самолет компоновки BWB» был заключен с авиастроительной компанией «JetZero», которая должна будет сформировать ключевые идеи проекта. В качестве субподрядчиков, обеспечивающих помощь в реализации этих самых идей, выступили «Scaled Composites LLC» (штат Калифорния) и «Northrop Grumman Corporation» (Штат Виргиния).

Говоря о сроках реализации и стоимости проекта представители американских ВВС сказали буквально следующее. Первые транши начнут поступать в адрес исполнителя с начала нового финансового года, стартующего 1 октября, и вплоть до 2027 года включительно. Разработка, создание первого опытного образца и проведение первого этапа испытаний исполнитель оценил в сумму $235 млн.

Кроме того, по требованию заказчика в ходе реализации проекта «BWB» должны быть использованы принципиально новые технологии и решения, существенно ускоряющие процесс разработки прототипа. Таким образом, строительство опытного образца, несмотря на всю конструктивную новизну, должно завершиться представлением самолета в период 2025—2026 гг. для прохождения испытаний. И не позднее 2027 года новый военно-транспортный самолет, выполненный с использованием интегральной аэродинамической компоновки, должен будет подняться в воздух.

Естественно, что на основании полученных в результате тестирования результатов будет принято решение о дальнейшей судьбе проекта. В случае подтверждения образцом расчетных технических и эксплуатационных характеристик, его ожидают принятие на вооружение и старт серийного производства. Однако негативный сценарий тоже не исключен.

А теперь о самом самолете, облик которого (как в версии военно-транспортного самолета, так и варианте самолета-заправщика) производитель опубликовал еще до получения контракта. Скорее всего, окончательный облик изделия будет мало отличаться от опубликованного, поскольку текущий этап проекта не предусматривает принципиальных изменений.

Самолет «BWB» от «JetZero» — летательный аппарат с достаточно серьезными массогабаритными характеристиками, ключевым элементом планера которого является фюзеляж характерной конфигурации, обладающий внушительным внутренним объемом. Его носовая часть обтекаемой формы плавно переходит в среднюю, а затем в крыло, превращаясь в дополнительную часть крыла, создающую добавочную подъемную силу.

Консоли крыла, присоединенные к интегральному фюзеляжу по схеме «высокоплан», имеют стреловидную форму, значительное удлинение и отогнутые вверх законцовки. Характерным отличием самолета BWB является полное отсутствие оперения. На приведенных «JetZero» изображениях хорошо видны размещенные в гондолах над хвостовой частью две турбореактивных силовых установки, которые вряд ли будут радикально отличаться от ТРД, используемых на самолетах семейства Boeing последних модификаций. Хотя и не исключено, что их характеристики окажутся намного предпочтительнее.

Как уже упоминалось выше, Военно-воздушные силы армии США заказали разработку двух вариантов самолета, выполненных с использованием интегральной аэродинамической компоновки, отличающихся практически стопроцентной унификацией. Первый из них, создаваемый в интересах военно-транспортной авиации, по мнению военных должен обладать грузовой кабиной максимально возможного размера. И компоновка BWB предоставляет возможность существенного увеличения не только общего объема, но и ширины грузового отсека. Вторым Пентагону видится новый самолет-заправщик, которому также необходимы серьезные внутренние объемы — под топливные емкости.

Тем не менее в последнее время все чаще озвучиваются планы по созданию концепта пассажирского самолета BWB, которому предрекают несомненный успех на коммерческом рынке. Потенциальных заказчиков попытаются заинтересовать особой конструкцией фюзеляжа, что позволит перевозить большее количество пассажиров или существенно улучшить комфортабельность перевозки. Кроме того, разработчик считает, что самолеты BWB станут не только более удобными, но и более экономичными, нежели существующие сегодня модели. Благодаря оптимизированной аэродинамике они ожидают 50%-го сокращения расхода топлива, что позволит летать на недоступные ранее расстояния и за меньшие деньги. А верхнее размещение силовых установок снизит уровень шума, слышимого на поверхности земли.

Очевидно, что сегодня главными достижениями проекта «BWB» является пакет конструкторской документации в сочетании с несколькими изображениями будущего самолета. Каков будет результат, мы пока не знаем. Однако, именно на этом, безусловно важном и сложном этапе разработки, определяются и будущие характеристики образца, и будущие итоги всего проекта. Мало того, именно сейчас определяется будущее военно-транспортного крыла авиационного парка США. Говоря проще, закладывается фундамент его возможного технического переоснащения, обуславливающего рост боевого потенциала. В чем ВВС перманентно дряхлеющего «гегемона», мягко говоря, весьма и весьма нуждаются.

Военное обозрение

Генерал Бижев о Су-27 и F-16: Американцы отказывались от боя с нами на выставках

Новый дрон «Сарыч-2» поставят на вооружение Черноморского флота

В России испытали лазерную пушку

Тайвань отследил приближение к острову 22 самолетов НОАК

Все материалы по теме (5527)