Разговоры о том, что Алжир (Алжирская народная демократическая республика) станет первой страной, которая закупит российские истребители пятого поколения Су-57, ведутся ещё с конца прошлого года. Сейчас эта тема опять на слуху из-за «утечек» о подписании контракта. Подтверждений этому, по крайней мере официальных, нет, однако называется и численность самолётов в количестве 14 единиц, и сумма контракта в 2 миллиарда долларов, и сроки их поставки — до 2030 года.
Со сроками всё более-менее понятно — сама Россия заявила, что в экспортном варианте Су-57Э будет поставляться не раньше, чем через 5−7 лет. С количеством возможных поставок для Алжира истребителей тоже есть определённая ясность, столько машин авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре способен произвести на экспорт, даже с учётом выпуска заказанных Минобороны РФ 76 истребителей для своих ВКС. Их поставка в войска (по планам) должна завершиться к 2028 году.
Не совсем понятно с суммой контракта. Стоимость единицы Су-57 оценивается в 34,4 миллиона долларов, соответственно, Алжиру они могут обойтись в полмиллиарда. Понятно, что экспортная версия оценивается дороже, издание Mena Defense, например, утверждало, что сумма за один российский истребитель может составить 150 миллионов долларов и даже больше. С учётом того, что американский истребитель F-35С, оцененный вначале в 121,2 миллиона долларов, «упал» в цене до 107,7 миллионов, Су-57 с таким ценником покупать Алжиру совсем не выгодно.
Вряд ли Москва ставит Алжиру такие финансовые условия при возможной покупке Су-57, скорее всего в сумму контракта в 2 миллиарда, которой сейчас оперируют как иностранные, так и отечественные СМИ, входят также и другие самолёты. Известно, что эта африканская страна выразила также желание в приобретении российских фронтовых бомбардировщиков Су-34 и истребителей Су-35 — тоже по 14 воздушных машин. Помимо этого на вооружении ВВС Алжира уже находятся многоцелевые истребители Су-30МКА, которые составляют основу боевого авиапарка страны — 44 самолёта. Первые из них, в количестве 28 единиц были поставлены ещё в 2008—2009 годах, следующие партии пришлись на 2012 год (16 штук) и 2016−2017 год (14 штук). Естественный износ самолётов требует либо их замены, либо модернизации.
Остальной парк боевой авиации Алжира представлен ещё советскими истребителями МиГ-25 и МиГ-29, а также фронтовыми бомбардировщиками Су-24, которые новыми уже никак не назовёшь. Поэтому нынешнее стремление к обновлению авиапарка ВВС вполне объяснимо, а желание приобрести помимо Су-34 и Су-35 ещё и истребитель пятого поколения Су-57, пусть даже в 2027 году, весьма прагматичный шаг. Алжир сейчас просто зарезервировал для себя 14 таких самолётов, понимая, что спрос на Су-57 будет высок, когда завершится полный цикл его испытаний, он поступит на вооружение российских ВКС, а затем на экспорт. И если Алжир уже оплатил оптом всю сделку по самолётам, то ещё и выиграет на этом.
Алжир традиционно закупает вооружения именно в России (Советском Союзе), помимо авиации (за исключением частично военно-транспортной), в этой африканской стране и сухопутные войска оснащены как ещё советскими танками и модернизированными российскими Т-90СА, так и всей артиллерией и реактивными системами залпового огня (РСЗО). Алжир также обладает российскими зенитными ракетными системами С-400 «Триумф», зенитными ракетно-пушечными комплексами «Панцирь-СМ», оперативно-тактическим ракетным комплексом «Искандер» и другими современными системами вооружений российского происхождения. Можно не сомневаться, что Москва сделает предпочтение в будущих поставках Су-57 именно Алжиру, который станет первой страной в Африке обладающей истребителями пятого поколения.
К возможной покупке Алжиром российских Су-57 действительно приковано большое внимание. Причём, не обсуждаются сами качества истребителя, об этом эксперты уже высказывались неоднократно, а рассматриваются разного рода угрозы от Су-57. Польское издание Defence24, например, отмечая, что к такой информации «стоит относиться более серьезно», нашло уже и главного «врага» для российского истребителя в Алжире. Им, как утверждают польские авторы, станут истребители F-16 Fighting Falcon ВВС Марокко. (Отношения между Алжиром и соседнего Марокко находятся в «замороженном» состоянии, с 1994 года Алжир закрыл границу протяженностью в 1900 километров, впрочем открытых вооруженных конфликтов здесь не было — «СП».) Зачем в подобной ситуации противопоставлять друг другу разные по уровню самолёты, не совсем понятно, при этом польские журналисты пишут, что Вашингтон сам подталкивает Алжир «в объятия русских». И в качестве ответной меры на приобретение Алжиром российских Су-57, американцы навяжут обновление Королевских ВВС Марокко, на вооружении которых в основном и находятся истребители F-16 и лёгкие F-5Е. Впрочем, захотят ли США отправить Рабату свои F-35, поляки не сообщают.
По своему отреагировали на «алжирский контракт» в Индии, где журналисты напомнили о том, что несколько лет назад Нью-Дели отказался от участия в совместной с Россией программе по Су-57. Индийская сторона тогда сочла, что параметры российского истребителя пятого поколения их не устраивают, а сам самолёт имеет большое количество проблем. Сейчас авторы индийских изданий пишут, что ВВС страны оказались в неприятной ситуации — заказов на иностранные истребители пятого поколения (такие имеются у США, России и Китая) нет, а собственная разработка может появиться не ранее чем через 12 лет. Авторы полагают, что если состоится российско-алжирская сделка по Су-57 и Алжир получит эти самолёты на несколько лет раньше Индии, то «индийское правительство должно в полном составе подать в отставку». Мол, противостоять Китаю в воздухе достойным образом нечем.
В самой России возможность заключения контракта с Алжиром по Су-57, естественно, рассматривается с позитивной стороны — это и элемент престижа, продвижение этой «торговой марки» на международный рынок, да и вырученные деньги, как говорится, лишними не будут. Чем не нравится иностранцам истребитель Су-57, цена на который, к слову, гораздо ниже, чем на американский F-35 и даже чем на французский Рафаэль? И зачем России так необходимо поставлять этот самолет на экспорт?
Как отмечалось, Минобороны заказало у «Сухого» всего 76 таких истребителей и срок их поставок растянется минимум на пять лет. Этого крайне мало, даже при том, что Су-57 не рассматривается как полная замена истребительного парка ВКС, а считается самолетом-координатором, тактическим стратегом, под руководством которого может действовать целая воздушная группировка в составе других истребителей, штурмовиков, вертолетов и даже наземных подразделений. Это такой летающий мозг, который способен ещё вести воздушный бой благодаря своей высокой маневренности и вооружению. «Крутость» Су-57 до сих пор тоже не раскрыта. Пока этот истребитель не покажет свои возможности в российских ВКС, к нему будут относиться лишь с некоторой долей внимания, но не более того. Интерес к самолету является минимальным. Поэтому в случае подтверждения сделки с Алжиром это будет «прорыв» в экспортном представлении Су-57.
Военное обозрение
Южный военный округ получит новейшие САУ «Мста-СМ»
В Армении найдено тело российского контрактника
Грузовик задавил российского военного в Абхазии
В Белом море прошли испытания ракеты «Циркон»
Все материалы по теме (2905)