Пошаговая экскурсия в многогранный винтажный мир.
1910-1930-ые годы
1910
Поль Пуаре, Коко Шанель и тяга к практичности
Самая революционная эпоха в истории мировой моды – это 1910-е года. 1910 – это борьба традиций и инноваций, красоты и практичности. Развитие моды в этот период во многом зависело от главного события того времени – Первой Мировой Войны. Именно война послужила причиной раскола женского общества на два лагеря: ищущих роскоши во время голода и требующих практичности во время тяжкого мужского труда.
Во время разрухи, вызванной мировой войной, дизайнеры с громкими именами, например, французский Поль Пуаре и русско-«французский» Эрте (или, по-нашему, Роман Петрович Тыртов) создают все более экзотичные и все более роскошные наряды не без революционного элемента. Но такого, знаете, консервативно революционного элемента. Оголить ручку или обнажить щиколотку считалось такой же революцией в моде, как повсеместные заявления современных модельеров из разряда «Серый – это новый черный».
В «хорошей и правильной» моде 1910-х – экзотические восточные элементы. Многие дизайнеры посвящают свои творения турецкой или русской культуре. Большое влияния на умы модниц оказывали невероятно популярные тогда оперетты, танцы кабаре и танго. Наряды танцовщиц были по-своему революционны: то заманчиво мелькнет ножка во время страстного танго, то V-образный вырез, оказавшийся на спине, поразит своей необычностью…
А вот тяга к практичности – за гранью понимания консерваторов. Первые женские брюки появились в 1911 году, когда Дом моды «Дреколь и Бешоф» предложил дамам «брючные платья» и юбку-брюки, вдохновившись так же страстью танго. Естественно, подобная смелость была отвергнута, и довольно агрессивно. Любая, осмелившись появиться в обществе в брюках, обвинялась в нарушении всех этических и моральных норм поведения, когда-либо изобретенных человеком и порожденных обществом.
Но в условиях войны трудно не тянуться к практичности. За отмену корсетов и введение более удобных и простых форм одежды в этот период активно выступали эмансипантки. Женщины как никогда начали осознавать свою самостоятельность и независимость: им пришлось выполнять тяжелый мужской труд, занимать посты, которые раньше занимали мужчины, принимать решения, которые раньше принимали мужчины. Породив в обществе споры о манере одеваться, война же эти споры и решила. С годами все меньше женщин тянулось к роскошным нарядам, отдавая предпочтение простому, удобному крою, не сковывающему движений.
Именно такое модное течение и олицетворяет собой молодая Коко Шанель. Носить мужской свитер, подпоясанный платком, было в характере модной революционерши. В этот период она использовала простые материалы, такие, как трикотаж или хлопок, значительно укоротила женскую юбку, сделала популярными такую привычную сегодня вещь, как пижамы.
1920
Все еще Коко Шанель, спорт и долгожданная женская свобода
После завершения войны женщинам понравился вкус независимости. Вошло в моду не только одеваться практично и вольно, но и вести себя соответствующе. Женщины спокойно обнажали руки и ноги, пользовались яркой косметикой, курили на людях, водили машину и считали себя карьеристками.
Небывалую популярность в это время приобретает Коко Шанель. Стиль «унисекс» становится популярным в эти годы именно благодаря ей. Иконой стиля становится и она сама. Стоило обгореть во время морского круиза – сама собой ввелась мода на загар и смуглую кожу, сожгла второпях волосы во время завивки так сильно, что пришлось в спешке их обстричь – пожалуйста, появилась мода на короткие прически. Ни один дизайнер мира не обладал такой властью над модой, как Коко Шанель.
Именно в эти годы появляется знаменитое маленькое черное платье. Оно способно заменить, пожалуй, полшкафа разных нарядов: в зависимости от аксессуаров, это произведение Шанель создает абсолютно разные образы.
Небывалые обороты набирает спорт, которым теперь модно заниматься. И модно, и тяжело: даже самые целеустремленные женщины с трудом выдерживали непривычные нагрузки. К тому же, носить брюки было разрешено только дамам, занимающимся конным спортом. Все остальные, даже конькобежцы и пловчихи, были вынуждены носить юбки. А проходить дистанцию в тяжеленной шерстяной юбке – настоящее мучение.
1930
Примитивная геометрия, Великая депрессия и модные каталоги
Насытившись бурными 20-ми, общество затихло после финансового кризиса 1929-го года. В 30-е годы среднестатистическим дамам не всегда хватало денег на модные когда-то комплекты и ансамбли одежды, выполненной из одного материала, в одних оттенках и в одном стиле. Идеал 20-х вырастает в идеал 30-х: буйная свободолюбивая девчонка с юбкой по колено становится зрелой и элегантной женщиной с юбкой не выше середины икры. Великая депрессия и не слишком шикарное финансовое положение большинства женщин не позволяли покупать новые платья: самые находчивые удлиняли старые короткие юбки своими руками.
Мало у кого в гардеробе находилось больше двух-трех платьев. Даже два-три платья в запасе считалось уже весьма себе неплохим положением. Разнообразие обеспечивали только аксессуары: темные – зимой, а светлые – летом. В этот период сильно увеличивается интерес к аксессуарам. Чем только не обеспечивают своему образу уникальность женщины: здесь и горжетки, меховые воротники, шейные банты, разнообразные перчатки, клатчи, сумки-конверты, огромное количество фасонов шляпок…
Одна из самых смелых тенденций 1930-х – бикини. Появляются первые раздельные купальники, которые пользуются немалой популярностью, однако не встречают одобрения у вечно недовольных новинками консерваторов. Одежда, считавшаяся в 1920-х спортивной, становится теперь просто одеждой для отдыха, обороты набирают шорты, а самый популярный цвет одежды «для отдыха» — белый.
В моду входит геометрия, но пока достаточно примитивная геометрия: высокая, худощавая женщина с неестественно широкими плечами и выраженно угловатым силуэтом как бы заявляет: «Я – сильная и самостоятельная!».
На фоне общей бедности ориентиром, тем не менее, выступает роскошный Голливуд. Иконы того времени, за стилем которых гнались буквально все – это Марлен Дитрих и Грета Гарбо. Одевать таких звезд – самая лучшая рекламная кампания для Домов моды, и именитые дизайнеры буквально сражаются за право шить для Гарбо или Дитрих. Именно голливудские картины создали известный стиль «гламур», называемый во Франции в то время «одеон». Из-за отсутствия цвета в фильмах роскошь нарядам звезд придавалась при помощи огромного количества страз, перьев, дорогих камней, ярких отделок ткани и так далее. Естественно, из кинотеатров вся эта мишура мигом перекочевала в повседневную жизнь активно следующих за модой дам.
Мода, надо отметить, становится доступной именно в 30-е годы. Стремительно развивающийся кинематограф задает темп, а следовать ему может уже почти каждая женщина. Начинают создаваться модные каталоги, которые можно было выписывать себе на дом и заказывать одежду легко и быстро. Правда, такие каталоги редко могли себе позволить слабо обеспеченные женщины, да и смысла в этом не было: модные каталоги предлагали достаточно дорогостоящую одежду.
Продолжение экскурса читайте здесь
Обзор подготовила Александра Хмарская
Также смотрите видеообзор о моде 20-х XX века