В век компьютеризации становится тревожно за физическое здоровье детей, так как в последнее время намечается тенденция к развитию малоподвижного образа жизни в обществе, да и детство проходит, зачастую, у экрана монитора.Как только возник вопрос о дружбе ребёнка со спортом, необходимо понимать – сколько лет вашему ребёнку. Существует сензитивный (чувствительный) период развития, который создает благоприятные условия для формирования у ребенка определенных психологических свойств и поведения. Наиболее чувствительны к развитию движений, действий дети становятся в период с 1 года до 6 лет. Сформировать любовь к спорту проще, также, и детям в возрасте начальных классов. В подростковом возрасте процент стремящихся впервые заняться спортом невелик. Отсюда вывод – любовь к спорту нежно прививать уже с самого раннего возраста. Заботливому, заинтересованному в укреплении здоровья своего ребёнка родителю не составит особых усилий подружить чадо со спортом. Необходимо лишь усвоить несколько правил, которые лягут в фундамент зарождения привычки у ребёнка к движению.
Первое и самое основное правило: быть примером! Ребёнок видит, ребёнок действует! Если родитель ежедневно делает зарядку, пробежку, принимает активное участие в различных спортивных затеях, не имеет вредных привычек, посещает спортивную секцию, то ребенку будет гораздо проще включить спорт в свою жизнь. Когда семейная тренировка становится таким же обычным делом, как обед или поход в магазин, то у ребенка не возникает сомнений в том, что спорт – неотъемлемая, важная часть повседневной жизни. И вы никогда не заставите ребёнка заняться спортом, если сами к нему не проявляете ни малейшего интереса!
Второе правило: играй! Любая тренировка с ребёнком может быть преподнесена, как игра. Поиграйте в «олимпийские игры» (можно и совместно со сверстниками вашего сына), в игры, где нужно, проявить физические усилия. Ставьте заслуженные оценки, баллы. Награждайте на пъедестале почёта. Сделайте медальки. Это всё просто! Ну а в процессе таких игр, вы сможете увидеть, есть ли на самом деле хорошие спортивные задатки у ребёнка, которые в дальнейшем можно развить в спортивной школе. А понять, насколько хороши задатки, поможет простое сравнение. Если ваш сын «сильнее, выше, быстрее», чем его сверстники, и сам проявляет большой интерес к спорту, то, вероятнее всего, его задатки следует развивать не только в домашних условиях, но и со специалистами.
Третье правило: создай условия! Дети, начиная с дошкольного возраста, предпочитают командные игры: весёлые старты, футбол, хоккей, различные виды борьбы… Если это учесть, существует хорошая возможность развивать в ребёнке не только спортивные навыки, но и навыки работы в команде, навыки социального взаимодействия. Для этого необходимо купить, например, нужные мячи, да и вообще тот спортивный инвентарь, к какому виду спорта проявляет интерес ребёнок. Собраться вместе с соседями, друзьями, родственниками и соорудить площадку для подвижных игр, построить ворота, зимой – залить каток, протоптать лыжню. Чем доступнее для ребенка игра, тем чаще и охотнее он будет в нее играть: а это значит, что эффективность может оказаться настолько высокой, что в дальнейшем он сам пожелает посещать определённую спортивную секцию.
Обсуждение спортивных игр по ТВ, также может послужить развитию желания у ребёнка стать спортсменом.
Четвёртое правило: исключи давление! Некоторые родители «заставляют» заниматься спортом, грезят о великом спортивном будущем своего отпрыска, слишком серьёзно относятся к тренировкам, забывая, что кроме спортивных интересов могут быть и другие. Главная задача родителя – это способствовать развитию гармоничной ( а не невротичной) личности, то есть позволить ребёнку делать выбор. Можно быть в хорошей физической форме, занимаясь любительским спортом, и при этом посвящать себя любимому делу (рисовать, сочинять, программировать и проч). Например, небезызвестный всем учёный Пифагор, в своё время увлекался боксом, и даже, был чемпионом. И, помните, если ваше дитя хочет заниматься музыкой, а вы запрещаете и заставляете ходить в спортивную школу, вы потеряли спортсмена наверняка, так как срабатывают законы физики в психологии: сила действия равна силе противодействия! Позвольте детям выбирать! И тогда вы можете воспитать разносторонне развитого человека с отличным здоровьем!
Пятое правило: хвали! Даже если кажется, что хвалить особо не за что – бегает медленно, прыгает недалеко, неуклюж… Ни в коем случае не критикуйте: многие дети, особенно упитанные малоподвижные «тюфячки», на первых порах болезненно реагируют на критику своих физических возможностей и могут вообще «разлюбить» любую спортивную нагрузку, не успев ее полюбить. После тренировки всегда говорите ребенку, какие у него стали сияющие глаза, румяные щеки, какое у него теперь крепкое рукопожатие, какая ровная осанка – эти комплименты очень важны для него. И ни в коем случае не «наказывайте» спортом – «если не уложишься в тридцать секунд – побежишь еще один круг по стадиону!». Любое спортивное занятие должно быть источником только положительных эмоций!
Посмотрите также видео о том как приучить ребенка к спорту:
автор: Валентина Широнина