Сразу и не упомнить: когда такое было? Обсуждение состава вооружений нашего нового надводного боевого корабля вышло на уровень Министерства иностранных дел РФ. Речь идет о российском патрульном ледоколе «Иван Папанин» (проект 23550), который с 19 апреля 2017 года строится на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге. В настоящее время корабль уже спущен на воду и достраивается весьма энергично. Сдача флоту намечена на 2023 год.
Судя по всему, за процессом чрезвычайно внимательно наблюдают прежде всего в Соединенных Штатах. Потому что полагают: появление в составе нашего Северного флота ледоколов типа «Иван Папанин» способно серьезно изменить военно-политическую ситуацию в Арктике. Во всяком случае, на днях командующий ВМС США в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго с большой озабоченностью рассуждал по этому поводу: «Россия агрессивно подходит к Арктике. Они недавно презентовали новый ледокол „Иван Папанин“, который может нести крылатые ракеты „Калибр“. Я уже задавал этот вопрос несколько раз и задам снова: кто ставит ракеты на ледоколы? Некоторые страны ставят оборонительное вооружение на свои ледоколы, но „Калибр“ — никак не оборонительное оружие».
Кто эти «некоторые страны», которые, по сведениям адмирала Фогго, тоже уже обзаводятся вооруженными ледоколами? Прежде всего — Норвегия. В 2002 году она приняла в состав своих ВМС первый патрульный ледокол «Свальбард». И так этим впечатлила канадцев, что те заказали скандинавам постройку сразу шести таких же для себя. Четыре уже заложены, два спущены на воду. Хотя рядом с нашим «Иваном Папаниным» их «Свальбард» смотрится как землечерпалка с эсминцем. Водоизмещение у «норвежца» в полтора раза меньше (6300 тонн против 9000 тонн). Но главное — вооружение. На «Свальбарде» оно представлено единственной артустановкой — 57-мм АУ «Бофорс». На борту один британский многоцелевой вертолет «Линкс» или франко-германский NHI NH90.
Наш боевой ледокол в этом отношении куда круче. На данный момент — самый большой патрульный корабль ледового класса в мире. Помимо упомянутых «Калибров» (по классификации НАТО SS-N-27 «Sizzler», в переводе с английского — «Пекло»), он будет оснащен 100-мм автоматической артустановкой и 30-мм автоматическими зенитными артустановками. Согласно проекту, ангар и кормовая площадка обеспечат базирование вертолета типа Ка-27 или ударных и разведывательных БПЛА разных типов. В корпусе корабля предусмотрены объемы для перевозки и спуска на воду двух скоростных боевых противодиверсионных катеров проекта 03160 «Раптор» и одного катера на воздушной подушке проекта 23321 «Манул».
Ледовый класс «Ивана Папанина» — Arc7. Он способен ударами преодолевать арктические льды толщиной до 1,7 метра. Лед толщиной в 1 метр пробивается на непрерывном ходу. Двойной корпус обеспечивает повышенную живучесть корабля.
А тут еще и «Калибры». Поэтому американцев можно понять. Никто ведь им и не обещает, что новый патрульный ледокол с «Калибрами» (максимальная дальность стрельбы по береговым целям по разным данным от 1500 до 2600 километров) станет нести службы лишь у берегов России — где-нибудь в ледовых полях Карского моря или моря Лаптевых. Никто и ничто в случае чего не помещает «Ивану Папанину» подойти, допустим, на дальность прямой видимости к канадскому побережью: в море Баффина или море Бофорта. Или (что еще проще и логичней!) лечь в дрейф в Чукотском или Беринговом море возле Аляски или Чукотки. Там ведь можно рассчитывать и на прикрытие своей истребительной авиацией. Предположим, с аэродрома Анадырь или с Камчатки.
Между тем, и в первом, и во втором вариантах в прицелах российских «Калибров» с борта «Ивана Папанина» окажется не только уже названный американский штат, но некоторые другие штаты в северной части США. А также, допустим, американские радиолокационный пост Клир системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) «Бимьюс» на Аляске, РЛС СПРН «Кобра Дейн» на острове Шемия, РЛС СПРН «Паркс» в штате Северная Дакота, а также база атомных ракетных подводных лодок ВМС США Бангор близ Сиэтла.
По правде говоря, нечто подобное мы в состоянии и сегодня устроить американцам. И даже периодически устраиваем для политической острастки. Но — ненадолго, буквально на считанные часы. Ровно на столько, сколько в состоянии проводить в воздухе российские стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС, регулярно парами вылетающие на патрулирование арктических морей. Но только тех, что поближе к Штатам. Под крыльями у этих бомбардировщиков крылатые ракеты большой дальности. С точки зрения потенциальной угрозы — примерно то же самое, что и «Калибры» корабельного базирования. Сложность лишь в том, что каждый наш воздушный патруль сравнительно недолго треплет нервы Пентагону. Кончается топливо — и будьте любезны восвояси, на свой аэродром.
Патрульный корабль с подобным ракетным оружием — совсем иное дело. Он запросто, если надо, постоит, впаянный в лед, где-нибудь в Беринговом море и месяц, и два, и три. И все это время ежеутренне станет сильно портить настроение политическому и военному руководству Соединенных Штатов при разглядывании этим самым руководством карты с оперативной обстановкой вблизи собственного океанского побережья. Исходя из этого, совершенно объяснима и заранее высказываемая обеспокоенность адмирала Фогго по поводу строящегося «Ивана Папанина».
В Москве на днях сочли нужным даже начать в меру сил успокаивать Пентагон. Однако получилось как-то, на мой взгляд, неубедительно.
Посол по особым поручениям МИД России Николай Корчунов таким образом прокомментировал слова Фогго: «Нам неизвестно об обвинениях, о которых идет речь. Возможно, имеются в виду высказывания американских военных в отношении ледокола „Иван Папанин“. Вместе с тем это не классический ледокол, а многофункциональный патрульный корабль, созданный для ВМФ России. То, что на военный корабль устанавливаются вооружения, вряд ли должно вызывать вопросы. Тем более, если это вооружение не противоречит международным договоренностям, участником которых является наша страна, как это имеет место в случае с ракетами морского базирования „Калибр“».
Далее Корчунов уточнил, что возможность установки контейнеров с крылатыми ракетами на «Ивана Папанина» предусматривается только «в особый период». Это, надо понимать, — когда война на пороге. Но ведь всякому понятно, что еще в процессе постройки на «Адмиралтейских верфях» под палубой патрульного ледокола для «Калибров» будет заранее смонтировано определенное число универсальных пусковых установок типа УКСК. Для того, чтобы запихнуть в каждую из них крылатые ракеты (не только «Калибр», но и в недалеком будущем заканчивающую программу испытаний гиперзвуковую КР «Циркон») много времени не потребуется — всего несколько часов. И «Иван Папанин» почти мгновенно из рядового патрульного корабля превратится почти что в ракетный крейсер и стратегическую угрозу для США.
Известно, что в нынешнем году «Адмиралтейские верфи» намерены начать строительство для ВМФ РФ и еще одного такого же патрульного ледокола — «Николая Зубова». Похоже, в Соединенных Штатах на этом фоне появилось ощущение, что они слишком долго спали и Арктику уже почти профукали. Во всяком случае, от президента Дональда Трампа уже слышится истошное: «Свистать всех наверх!». 10 июля 2020 года он посетил Южное командования Вооруженных сил США (USSOUTHCOM) в Майами (штат Флорида). И рассказал военным, что распорядился начать разработку самого крупного ледокола в мире. Вооруженного или нет — об этом ни слова.
Трамп сказал лишь, что на сегодня у России 40 ледоколов разных типов, а у США — всего один. И это, мол, настоящее безобразие.
— У нас будет два (ледокола — «СП»), но хотели бы еще десять, — загадочно добавил Трамп. Вероятно, потому, что 2 против 40 — это тоже как-то не слишком впечатляло слушателей. Что перед президентскими выборами в США просто недопустимо.
Но совершенно точно вот что: серьезнейшая гонка вооружений в Арктике вступила на новый виток. Мы пока в лидерах. Но легко можем все растерять. Ведь тот же «Николай Зубов» «Адмиралтейские верфи» собирались строить еще в 2018 году. Не начали, как уже сказано, и по сей день.
Из досье «СП»
«Иван Папанин» не первый российский ледокол, который предназначен для нашего ВМФ. В 2017 году в боевой состав Северного флота для обеспечения деятельности Арктической группировки был введен дизель-электрический «Илья Муромец» (проект 21180). Кроме проводки во льдах судов и их буксировки предназначен для обеспечения выхода и возвращения в базы атомных подводных крейсеров.
Водоизмещение 6000 тысяч тонн. Вооружения не имеет. В настоящее время по модернизированному проекту 21180 М для плавания в мелководных районах Арктики на «Адмиралтейских верфях» строится «Евпатий Коловрат». В перспективе Северному флоту планируется передать четыре таких ледокола.
Военное обозрение
В Польше отметили качества российского «Спрута»
Польша отказалась размещать американские истребители вблизи России
В США назвали безрассудством иранские учения с макетом американского авианосца
«Панцирь-С» сможет поражать цели без участия оператора
Все материалы по теме (2606)