Торпеды: Русский «Ихтиозавр» пустился в погоню за итальянской «Черной акулой» — Свободная Пресса

143

Торпеды: Русский «Ихтиозавр» пустился в погоню за итальянской «Черной акулой» - Свободная Пресса

Спустя 30 лет после падения советской власти в ВМФ пришла первая советская электрическая торпеда, сообщил в интервью еженедельнику «Военно-промышленный курьер» генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) Борис Обносов. При этом он отказался разглашать название торпеды. Хоть все прекрасно знают, что речь идет об УЭТ-1, созданной в рамках НИР «Ихтиозавр» на заводе «Дагдизель» (Каспийск, республика Дагестан). Причем, создана в значительной степени в инициативном порядке.

В открытом информационном пространстве «Ихтиозавр» засветился еще летом 2018 года, когда прошло сообщение о поступление 18 торпед УЭТ-1 на дизель-электрическую подводную лодку Б-261 «Новороссийск» проекта 636.3 «Варшавянка» для опытной эксплуатации. Тогда же выяснилось, что в феврале того же года «Дагдизель» получил контракт от Министерства обороны на 7,2 млрд. рублей на изготовление 73 торпед на период до 2023 года. Это четыре лодочных комплекта. То есть спустя 5 месяцев был готов уже один комплект.

Событие знаменательное. Потому что находящиеся на вооружении ВМФ с 1980 года тепловые торпеды УЭСТ-80 уже давно устарели и сейчас существенно уступают натовским торпедам по боевым характеристикам.

Создание этой торпеды происходило в условиях острой конкурентной борьбы между «Дагдизилем» и ЦНИИ «Гидроприбор». Потенциальный заказчик — Министерство обороны — непозволительно долго выяснял, какими характеристиками должна обладать новая электрическая торпеда. А затем никак не мог сделать выбор между двумя конкурирующими фирмами на предмет выделения средств на ОКР «Ихтиозавр». Такая нерешительность отчасти была вызвана тем, что было решено, прежде всего, создать для ВМФ новую тепловую торпеду. То есть финансы направлялись на эту проблематику. В результате флот получил прекрасную тепловую торпеду «Физик», а затем и ее более совершенную модификацию «Футляр». Именно этими торпедами вооружаются главные российские атомные подводные лодки четвертого поколения проектов «Ясень» и «Борей».

В конце концов, «Гидроприбор» получил частичное финансирование на глубокую модернизацию УЭСТ-80 с целью создания экспортной модификации ТЭ-2. Торпеда получилась слабой. В связи с чем «Гидроприбор» выпал из схватки за право разработки первой российской электрической торпеды, предназначенной для российского флота. Тем не менее, ТЭ-2 была включена в перечень продукции «Рособоронэкспорта».

«Дагдизель» тоже сделал экспортную модификацию УЭТ-1Э. И она была представлена в 2017 году на одной из закрытых экспозиций. И вот эта торпеда была оценена по заслугам моряками, точнее — их командованием. В экспортных модификациях любых видов вооружения специально снижают характеристики по отношению к базовым моделям. Характеристики УЭТ-1 не раскрываются, но они известны для экспортной торпеды. И вот она, с заниженными характеристиками, оказалась существенно лучше, чем торпеда УЭСТ-80, которую необходимо заменять.

Дальность хода УЭТ-1Э — 25 км. У УЭСТ-80 — 18 км. Максимальная скорость — 50 узлов против 46 узлов. Существенно выше дальность обнаружения подводных целей — 3,5 км против 1,5 км. Это по акустическому каналу ССН. Надводные корабли обнаруживаются по кильватерному следу — турбулентным процессам в водной среде, возникающим от работы винтов. Кильватерный след фиксируется во временном промежутке до 500 секунд с момента его возникновения.

При этом следует учитывать, что у старой торпеды скорость падает по мере продвижения вперед. На конечном участке скорость снижается до 42 узлов. УЭТ-1 получила громадное преимущество по сравнению с электрическими торпедами предыдущих поколений за счет использования двигателя постоянного тока другого типа — он вентильный. То есть в нем отсутствует коллектор — щетки, которые соприкасаются с вращающимся ротором. Вращающее ротор магнитное поле получается за счет переменной коммутации катушек статора. Также новый двигатель подключен к движительной системе по безредукторной схеме.

В результате получается значительный энергетический выигрыш. КПД нового двигателя достигает 0,97−0,98.

Коллекторный двигатель ДП-31У старой торпеды в конце маршрута раскаляется до 600−700 градусов, что не идет на пользу работе электронных узлов. Помимо этого коллектор во время работы создает помехи. Избавившись от этих дестабилизирующих моментов, в торпеде УЭТ-1 удалось совершить прорыв по части чувствительности системы самонаведения.

Хоть характеристики торпеды для ВМФ России и засекречены, но ориентировочно их можно представить, добавив к характеристикам УЭТ-1Э 15−20 процентов от их значения. Соответственно, дальность будет 30 км, скорость — 60 узлов, а дальность обнаружения подводных целей — 4,2 км.

В прошлом году торпеда «Ихтиозавр» завершила государственные испытания. И в этом году, соответственно, начала поступать на вооружение дизель-электрических подводных лодок. Поскольку, как было сказано выше, на атомных все места были «заняты» тепловыми торпедами.

Гендиректор КТРВ Борис Обносов не случайно не стал называть «имя» новой торпеды. Это связано с тем, что на ВМФ сложилась традиция, не столь, конечно, и радующая, согласно которой даже принятые на вооружение торпеды являются, по сути, «полуфабрикатами». Учебные пуски практических торпед (не имеющих боевой части и использующихся многократно) на первых порах являются, по сути, продолжением государственных испытаний. И по их результатам разработчики вносят коррективы в конструкцию и схему управления.

А дорабатывать в «Ихтиозавре» есть что. Например, отсутствует телеуправленние — по оптоэлектронному кабелю. Такой метод наведения торпеды на цель повышает вероятность ее поражения и менее подвержено воздействию помех, выставляемых защищающейся подводной лодкой или надводным кораблем.

Однако торпеде есть куда расти, чтобы приблизиться к лучшим натовским электрическим торпедам калибра 533 мм. Но, конечно, не этой торпеде, а новой разработке, потому что отставание от некоторых лучших зарубежных образцов весьма значительное.

Итальянская торпеда Black Shark («Черная акула») развивает скорость 52 узла и имеет дальность 70 км.

У немецкой торпеды DM2A4 эти характеристики соответственно — 52 узла и 90 км. А в экспортной модификации DM2A4ER дальность доведена до фантастических 140 км. Правда, достигнуто это за счет увеличения аккумуляторных батарей и наращивания длины торпеды на полтора метра относительно стандартных 7 метров, что требует изменения конструкции торпедного аппарата.

Военное обозрение

В России вводится нейропсихологическая диагностика будущих военнослужащих

На американской военной базе солдаты отравились антифризом

В Китае проходят испытания палубного самолета, способного обнаруживать американские «стелсы»

В Ливии похитили «Панцирь-С1» и вывезли его в Германию

Все материалы по теме (3029)