Каир выстоял. В том смысле, что американские угрозы навлечь на Египет санкции в случае покупки им у России истребители Су-35, не возымели действия. Вашингтон начал намекать на страшные кары еще до того, как был подписан контракт с Москвой. Однако в марте прошлого года заинтересованные стороны все же скрепили документ подписями. По соглашению Россия должна была поставить ВВС Египта 20 этих современнейших самолетов, а также — ракетно-бомбовые боеприпасы к ним и комплекты ЗИП. Общая сумма сделки — 2 млрд. долларов.
По большей части американские угрозы произносились, что называется, без свидетелей. Но в конце ноября 2019 года на авиасалоне в Дубае со стороны Вашингтона было сделано и публичное заявление. И именно в том месте, где его услышат все иностранные закупщики авиационной техники. «Покупая российские самолеты, — сказал помощник госсекретаря США по военно-политическим делам Кларк Купер, — Египет подвергает себя риску санкций. Кроме того, существует опасность, что он лишится возможности осуществлять дальнейшие закупки вооружений».
Однако Каир твердо стоял на своем. И в мае 2020 года в Комсомольске-на-Амуре на авиационном заводе (КнААЗ) им. Гагарина началась сборка первых истребителей для Египта. А на днях получены фотографии первых пяти Су-35 для Египта, которые приземлились в аэропорту Новосибирска на пути из Комсомольска-на-Амуре в европейскую часть России для последующей поставки заказчику. Перед Новосибирском была еще одна промежуточная посадка — в Иркутске. bmpd.livejournal.com/3573506.html
Источники в оборонно-промышленном комплексе в середине прошлого года рассказали «Коммерсанту», что на КнААЗ им. Гагарина достаточно производственных мощностей, чтобы построить Египту 20 Су-35 за год-полтора. Не корректируя при этом выпуск ранее запланированных в Гособоронзаказе таких же самолетов для России. Это значит, что в середине следующего года, в крайнем случае — в конце, в ВВС Египта будут эксплуатировать все 20 современных многоцелевых истребителей поколения 4++, о которых в египетской прессе давно мелькают исключительно хвалебные публикации. Вплоть до того, что Су-35 существенно лучше американских F-22 и F-35.
Также это значит, что в соседней с Египтом Турции такому развитию ближневосточного сюжета сильно не рады. С большой долей вероятности скоро Египет введет свои войска в Ливию, где напрямую схлестнется с турецкой армией. Ситуация для Анкары усугубляется и тем, что с развитием собственной ударной авиации Турция попала впросак. Когда-то, совсем уже давно, более десяти лет назад, Анкара стала участницей грандиозного американского проекта создания «всем миром» истребителя-бомбардировщика пятого поколения F-35. Разрабатывала его, конечно, американская компания «Локхид Мартин». Но в разработку вложили изрядные средства страны НАТО, которые претендовали на то, чтобы получить в свои ВВС этот самолет. Причем, некоторые из этих стран намеревались наладить у себя производство различных узлов самолета. Среди них и Турция.
И совсем недавно, когда авиационные заводы работали с громадной производительностью, когда Турция уже готова была начать принимать у себя долгожданные машины, она купила у России ЗРС С-400. И озлобившиеся на это Штаты в наказание немедленно вычеркнули Турцию из списка получателей F-35.
Итак, что имеют сейчас ВВС Турции? 50 истребителей-бомбардировщиков F-4 «Фантом 2» и 35 легких истребителей F-5 «Тайгер 2» различных модификаций американской и канадской постройки. Все эти самолеты относятся в третьему поколению. Наиболее востребованными они были аж во время Вьетнамской войны. То есть — редкостные раритеты.
Поновее легкие истребители F-16, построенные по лицензии на турецких заводах. Но и тут большой разброс в боевых качествах. 35 самолетов F-16C Block 30 вряд ли можно отнести к современным истребителям, хоть они и относятся к четвертому поколению. Такие истребители появились в начале 80-х годов и не имеют ряда бортовых комплексов, без которых теперь трудно представить современный боеспособный самолет.
Главную ударную роль в ВВС Турции играют истребители F-16C и F-16D Block 50, производящиеся с 1990 года. Всего их 175.
Необходимо также упомянуть разведывательно-ударные беспилотники Bayraktar TB2, которых с 2014 года произведено порядка 100 единиц. Ответить на вопрос, сколько их сейчас осталось, непросто. И в Сирии, и особенно в Ливии, где «Байрактары» ожесточенно сражаются с ЗРПК «Панцирь-С1», их сбили, как минимум, порядка трех десятков. Полтора десятка разбились сами — по техническим причинам. Получается, что в строю осталось больше полусотни. Это немало.
А в ВВС Египта картина такая. В 2013 году президентом страны стал министр обороны Абдель-Фаттах ас-Сиси. Он сразу же начал энергично укреплять армию. В значительной степени- за счет закупок современных вооружения за рубежом. При этом предпочтение отдается российской военной технике. Но ас-Сиси не забывает, что и в других странах производят хорошее оружие. В частности, в 2015 году Египтом были приобретены 24 многоцелевых французских истребителя «Рафаль».
В России Египет, начиная с 2014 года, закупил ЗРК «Антей-2500» и «Бук-2М», 46 ударных вертолетов Ка-52 «Аллигатор», а чуть позже — еще и 32 палубных вертолета Ка-52К «Катран». Для усиления истребительного крыла ВВС было закуплено 52 многоцелевых самолета МиГ-29М/М2. Для замены устаревших МиГ-21 и их китайских копий J-7.
Тогда же, в начале президентства ас-Сиси, правительство Египта стало думать о покупке Су-35. Начались переговоры, в которых на первых порах шла речь о 12 самолетах. Однако дальше разговоров дело не шло. Сдвиг в сознании египтян произошел, когда они увидели, на что способен этот истребитель в Сирии. Ну, а теперь первые пять Су-35 готовы лететь в Египет.
В ВВС Египта, впрочем, также присутствуют и «музейные истребители». Это вышеупомянутые советские МиГ-21 различных модификаций и китайские J-7. В сумме их 70. Все заменить на МиГ-29 пока не получилось, потому что пока еще поставлено порядка двух десятков МиГ-29М.
К несоветским раритетам относятся 29 F-4Е и 60 французских «Миражей-5» различных модификаций. Более новые истребители — F-16А и F-16 В и их турецкие лицензионные копии. Их 70.
Самые современные из «американцев» у египтян — F-16C/D Block 40. Это предыдущая модификация по отношению к Block 50. Этих самолетов 180. В эту группу также следует включить 16 французских истребителей четвертого поколения «Мираж-2000».
И, наконец, к самым мощным в боевом плане истребителям относятся 24 французских «Рафаля».
Ну, и как видим, египтяне уже практически получили первую пятерку Су-35. И этим истребителям туркам противопоставить вообще нечего. F-16C Block 50 уступают им по боевым возможностям. Да и не только им, но еще и «Рафалям».
«Американец» проигрывает обоим «египетским» самолетам по летным качествам — по скорости, боевому радиусу, скороподъемности, маневренности. У него отсутствует несколько важнейших комплексов. Например, оптико-локационная станция. Его вряд ли можно отнести к многоцелевым самолетам — в конце 60-х годов, когда начал разрабатываться F-16, такого понятия просто не существовало. Да, он может сбрасывать планирующие бомбы. Но делает это хуже, чем проводит воздушные сражения.
Так что следует признать: если Египет решится силой оружия поддержать Ливийскую национальную армию, которой командует маршал Хафтар, Турции придется туго. Во всяком случае — в воздухе, где у египтян будет серьезное преимущество, которое обеспечат Су-35, а также «Рафали».
Появление в ВВС Египта российских Су-35 добавит головной боли и Израилю. Потому что если с Путиным, как показывает практика, Тель-Авиву и удается негласно договариваться о сферах влияния в Сирии, то с ас-Сиси — не получится никогда.
Военное обозрение
В США произошла стрельба на авиабазе
Стартовали испытания патрульного корабля «Павел Державин» на Черном море
Парламент Египта наделил президента мандатом направить войска в Ливию
Путин принял участие в церемонии закладки боевых кораблей в Керчи
Все материалы по теме (2594)