Сможет ли русский гидросамолет Бе-200 потопить «Вирджинию» — Свободная Пресса

150

На фото: самолет-амфибия Бе-200 ЧС

«Известия» со ссылкой на свои источники в Минобороны сообщили, что для защиты Арктики в Северном Флоте появятся самолеты-амфибии Бе-200 «Альтаир». Базироваться они будут в поселке Сафоново (Губа Грязная), который входит в городской округ закрытого административно-территориального образования Североморск.

Здесь в достаточно большом, по местным меркам, пятитысячном поселении еще с 1936 года располагался аэродром гидросамолетов. Спустя четыре десятилетия открыли музей авиации Краснознамённого Северного флота. Среди экспозиций есть летающая лодка МБР-2 (Морской Ближний Разведчик Второй), разработанная в ЦКБ МС под руководством Г. М. Бериева. И вот теперь здесь должен появиться ее прямой потомок в пятом поколении — «Альтаир», более известный, как летающая пожарная машина. Однако на этот раз Бе-200 будет нести другую службу — спасательную и противолодочную.

На эту новость отреагировал французский новостной портал Naval News. Его главред Ксавье Вавассер, отметил, что Минобороны РФ сделало оговорку, что «сроки создания Арктического подразделения будут зависеть от отрасли». Мол, не факт, что «Альтаиры» скоро появятся на берегу Кольского залива.

По сути, ставится под сомнение способность ТАНТК им. Г.М.Бериева ритмично выпускать «Альтаиры» для военных нужд. Вот как это описывают «Известия»: «Контракт на поставку шести Бе-200 Минобороны подписало с ТАНТК им. Г.М. Бериева в 2013 году. Но из-за проблем у производителя его исполнение сорвалось. В 2017 году договор расторгли. Военное ведомство не получило по нему ни одного самолета».

«Свободная пресса», кстати, тоже писала о трудностях с продвижением «Альтаира». Правда, речь шла не о «проблемах у производителя». В статье «Уникальный российский гидросамолет Бе-200 горит ясным пламенем» заместитель директора по организации летной работы Авиационно-спасательной компании (АСК) МЧС, заслуженный военный летчик РФ, полковник Валерий Крузе прокомментировал эту ситуацию в другом ключе.

«Беда этой машины с самой современной авионикой, управлением и системой безопасности в нас самих. Продвижение Бе-200 на рынки сильно затянулось — более чем на 20 лет. Причин несколько. Первой ошибкой авиационных властей стала попытка организовать производство Бе-200 не в Таганроге, а в Иркутске. Где не было подготовленных для этого технических кадров. Поэтому пришлось все возвращать обратно. Но время мы потеряли. Второй просчет — долгое отсутствие сертификации машины для гражданской авиации».

Бе-200 сегодня справедливо называется самым большим реактивным самолетом-амфибией, способным взлетать как с земли, так и с воды при 1,3 метровых волнах. Подобные гидросамолеты еще называют «крейсерами неба», способными бороться с подлодками. Мало кто знает, что более 100 лет назад, 15 сентября 1915 года французская подводная лодка «Фуко» (Q70) стала первой субмариной, потопленной гидросамолетом австро-венгерского флота у берегов Котора.

Последующий опыт использования гидросамолетов, в частности, во время Второй мировой показал их невысокую противолодочную эффективность, прежде всего, из-за слабой приборной части. Так, наши МБР-2 из-за слабого вооружения становились легкой добычей истребителей, хотя и вынуждали немцев вести себя крайне осторожно в северных водах.

Однако с появлением эффективных шумопеленгаторов ситуация изменилась. По мнению заокеанского журнала Airs & Pace, летающая лодка Marlin компании Glenn L. Martin, была одним из зубцов противолодочного боевого трезубца ВМС США в борьбе с советскими субмаринами в годы холодной войны. Оснащенные мощным поисковым радаром в носовой части самолета и магнитометром в хвостовой части она, как уверяют американцы, «заставляла русских плавать на опасных глубинах».

Гидросамолеты могут приводняться, фактически, где угодно (позволяла бы погода) и вести глубинную акустическую активно-пассивную охоту.

Между тем, сегодня продвинутые гидроакустические буи обеспечивают уверенное обнаружение подлодки в диаметре 30 км, а если их разбросать квадратом с длиной ребра 310 км, то в этом районе, площадью почти 10 тысяч квадратных километров, можно «почувствовать большого зверя» — атомную субмарину. Что касается дизель-электрических ПЛ средних размеров, то и их тоже можно поймать, хотя и попотеть придется.

Американский «охотник за русскими подлодками» летчик ВМС США Рон Нарми, который летал еще на стареньком Marlin с 1957 по 1962 год, говорит, что буи-сонары дают лишь ориентиры, а чтобы получить точную локализацию субмарины нужно «идти навстречу почти неуловимому шуму маленькими шагами». Порой требовалось десятки часов, чтобы нащупать подводного врага. Дело это муторное, отчего и назвал Нарми свою службу «адской нервотрепкой».

Как бы там ни было, но без гидросамолета крайне сложно вести противолодочную компанию. Причем, чем больше летающая лодка, тем лучше. Все разговоры об эффективности спутников для поиска объектов, скрытых в толще воды, имеют ценность, не намного большую, чем рассказы рыбаков о пойманных морских чудовищах. Ничего лучше, чем мощные активно-пассивные сонары, опущенные в пучину с борта летающей лодки, просто нет.

Интересно, что американцы, несмотря на накопленный опыт, все-таки отказались от противолодочных гидросамолетов. Они сделали упор на развитие плотной сети подводных акустических датчиков. Последней «летающей лодкой» на американской военной службе был HU-16 Albatross, который летал в составе Береговой охраны США до «выхода на пенсию» в 1983 году.

На смену пришли поплавковые самолеты, которые имеются в составе авианосных групп и даже на отдельных литоральных боевых кораблях ВМС США. Их опускают на воду и поднимают на борт с помощью крана, что позволяет обследовать подозрительный водный район на бреющем полете. Однако, по мнению военного инженера Кевина Трэвиса, американцы постепенно отказываются и от них из-за небольших размеров. Если море даже слегка волнуется, то полет запрещен. Для того чтобы успешно охотиться на подлодку, нужна достаточно большая летающая лаборатория, способная приводниться где угодно.

Надо понимать, что морское Заполярье и особенно районы Севморпути лишь недавно стали зоной активных американских «хотелок». Янки готовы даже послать авианосец «Harry Truman» в Баренцево море, лишь бы припугнуть Москву.

В целом, по мнению портала Business Insider, который просуммировал оценки большинства тамошних экспертов, «риск конфликта в Арктике рассматривается как низкий». Хотя уже сегодня ясно, что Северный Ледовитый океан становится местом «соревнования великих держав» — США и РФ.

И это соревнование каждая из сторон очень хочет выиграть, не прибегая к применению силы. Для России ставки вообще высоки, поскольку Арктика имеет для нас стратегическое значение.

Если Вашингтон поймет, что Москва контролирует здесь все и вся, включая передвижение самых лучших американских многоцелевых подлодок типа «Вирджиния», то США переключатся на другой район. Самолет-амфибия Бе-200 как раз и должен обеспечивать обнаружение звездно-полосатых субмарин. Ведь не пришлют янки свои F-35 или, на худой конец, F-15, чтобы сбить его. «Альтаир» находится под надежной защитой российского ракетно-ядерного оружия.

Однако, несмотря на заявление Шойгу, сделанное в мае 2020 года, о том, что флотские гидросамолеты, наряду со спасательной версией, будут выпускаться и в противолодочном варианте, «Альтаир», как «охотник на подлодки», еще не был представлен в виде готовой машины. Очень похоже, что раскачиваться будут долго, хотя, если судить по разговорам заокеанских адмиралов, наши самолеты-амфибии должны «еще вчера» взлетать из Сафоново.

Военное обозрение

Пентагон признал отставание от Китая

В СМИ США заявили, что российский «Гермес» является «убийцей» западных танков

Ракетный крейсер «Москва» вышел в море после ремонта

Le Monde: в НАТО делают вид, что спокойны, а беспомощному Альянсу нечем отвечать на новый вызов

Все материалы по теме (2694)