ВМС Сингапура начали морские приемочные испытания безэкипажных надводных катеров, построенных компанией Singapore Technologies Electronics (STE). Катера предназначены для патрулирования вод Сингапурского пролива. Они должны заменить недавно построенную восьмерку кораблей прибрежной зоны класса Independence, которым предстоит решать более серьезные задачи, чем прибрежное патрулирование.
Корабли Independence, имеющие водоизмещение 1250 тонн и хорошую мореходностью, действительно, способны нести более серьезную службу на значительном удалении от берега. Длина корабля — 80 м, ширина — 12 м. Максимальная скорость — 27 узлов. Дальность плавания — 3500 миль при двухнедельной автономности. Экипаж — 23 человека.
Independence обладает достаточно серьезным вооружением. Две пушки калибра 76 мм и 25 мм, два дистанционных модуля с пулеметом калибра 12,6 мм. Есть 12 зенитных ракет вертикального пуска с дальностью полета 20 км. А также площадка для приема вертолета.
Этот корабль будет заменен катером, имеющим длину 16 м, ширину — 5 м, водоизмещение — 30 тонн. Скорость превышает 25 узлов. Автономность — 36 часов. На катерах установлены современные системы обнаружения и оружейные комплексы, состав которых не раскрывается.
Надводные беспилотные катера в ВМС Сингапура используются уже около десяти лет. На корабле Independence есть дистанционно управляемый катер «Протектор» длиной 11 метров, также созданный компанией STE. Еще одна ее разработка — беспилотный катер «Венус-16» — используется в составе базового тральщика. Для поиска мин катер оснащен гидроакустической станцией, способной работать как в активном, так и в пассивном режиме. Также «Венус-16» дистанционно уничтожает обнаруженные мины.
Компания STE постоянно наращивает боевые возможности своих разработок. Универсальный базовый беспилотник «Венус», имеющий модели трех габаритов, за счет оснащения его различными типами оборудования способен решать самые различные боевые задачи. В частности, они могут использоваться и как ударные, — как многоразовые и как катера-камикадзе.
Широкое внедрение безэкипажных катеров продиктовано экономическими соображениями. Плавучие дроны дешевле в постройке, потому что компактнее. Они могут работать в более экстремальных условиях. В конце концов, не надо оплачивать работу экипажей. Но тут есть и серьезные демографические причины. Уже сейчас Министерство обороны страны сталкивается с нехваткой мобилизационных людских ресурсов. По оценке министерства, ресурсы в ближайшие 15 лет могут сократиться на 30%.
Сингапур обладает не самыми мощными военно-морскими силами. Нынешний «владыка морей» — Штаты — в использовании беспилотных надводных средств продвинулся значительно дальше. В этой стране количество надводных роботов, как существующих, так и разрабатываемых, перевалило на третий десяток. И специализации у них самые разнообразные — от медицинских и тушения пожаров до активного участия в обнаружении подводных лодок.
Вот несколько наиболее интересных разработок.
Hypersub Fathom — гибридный разведывательный катер, работающий как с экипажем, так и автономно. Способен плавать в надводном, полупогоруженном и подводном скрытном положении. Под водой работает от аккумуляторов, на поверхности от двух дизелей. Развивает скорость в 35 узлов.
MATBOCK VBSS — абордажный робот. Подкрадывается к кораблю противника и начинает карабкаться вверх по борту с полезной нагрузкой в 9 кг, которая может быть как шпионской аппаратурой, так и бомбой.
Sea Hunter ACTUV — противолодочный робот, способный, как утверждают в ВМС США, обнаруживать самую малошумящую дизель-электрическую подводную лодку «Варшавянка» на удалении до 3 км. Группу этих дронов отправляют в 2−3 месячное автономное плавание в те регионы океана, где предполагается активизация деятельности подводных лодок противника. Дрон имеет солидные габариты, позволяющие разместить на борту эффективную аппаратуру поиска, навигации и связи.
Длина — 40 м, водоизмещение 140 тонн. Масса топлива — 40 тонн. Скорость — 27 узлов.
Обнаружив подводную лодку, дрон начинает ее сопровождать, передавая координаты противолодочным самолетам или надводным кораблям, оснащенным средствами поражения. Суточная эксплуатация «Морского охотника» обходится в 20 тыс. долларов, а эсминца с комплексом противолодочной обороны — 700 тыс. Так что можно предположить, что некоторое сокращение плана строительства кораблей «Арли Бёрк» и «Тикондерога» произошло в связи со скорым принятием на вооружение «Морских охотников».
В США уже начали прорабатывать концепцию большого безэкипажного надводного корабля LUSV, составлять перечень задач, которые он должен решать. Прежде всего — обеспечивать снабжение боевых кораблей. Также его можно было бы использовать в качестве дополнительного давления на противника при передовом развертывании в ходе морских операций.
Американцы предполагают, что LUSV должен иметь водоизмещение порядка 2000 тонн при длине корабля до 80−100 метров.
К сожалению, России ответить на американские вызовы в этой области вооружения практически нечем. Самый «громкий» российский проект — разработка безэкипажного катера-катамарана «Тритон», которым более пяти лет занимается компания ZALA AeroGroup, дочерняя фирма концерна «Калашников». Предположительно «Тритон» будет готов в 2025 году.
У этого плавсредства странная концепция. Которая, к сожалению, пока еще очень приблизительно выражена в цифровых значениях габаритных характеристик. Катамаран будет иметь длину в «несколько десятков метров» и водоизмещение в «несколько сотен тонн». Планируется противопульное бронирование. На катере будет базироваться «большое количество» разведывательных квадрокоптеров. Из вооружения присутствует один пулемет калибра 7,62 мм. Установлены два 200-сильных дизеля. Дальность плавания — 750 миль. Радиус полета квадрокоптеров — 30 км.
Сразу же возникает целый ряд вопросов. Зачем посылать одинокий пулемет за 750 км от берега? С кем или чем он будет там воевать?
Что будет высматривать в море целый рой беспилотников, если учесть, что при небольшом радиусе полета они не смогут рассредоточиться на значительной площади моря?
И, наконец, как компания ZALA AeroGroup, которая занимается разработкой разведывательных беспилотных летательных аппаратов, будет проводить подводную разведку, как значится в описании «Тритона»? В описании среди оборудования ничего не говорится о ГАС, в то же время упоминается некий «гидролокатор, предотвращающий столкновение с препятствиями».
А противоминный катер «Искатель» появился в результате недоразумения. При проектировании базовых тральщиков проекта 12700 «Александрит» во Франции заказали три безэкипажных катера Ispector MK II. Однако после перечисления 10 млн евро выяснилось, что их невозможно разместить на корабле из-за слишком больших габаритов. В связи с чем трем первым «Александритам» пришлось буквально возить за собой «на веревочке» необходимый для успешной работы «Инспектор».
Пришлось разрабатывать российский аналог. В конце концов, НПО «Авиационная и морская электроника» разработала и успешно испытала катер «Искатель», который вписался в отведенный ему на тральщике объем — 8,4×3×3,4 м. Водоизмещение — 5,4 тонны.
Военное обозрение
НАТО тревожит обстановка близ Калининградской области
Зарубежных специалистов изумил ночной трюк Су-34
В США признали, что российские подводные лодки лишили Америку статуса «недосягаемой»
В Bloomberg заявили о максимальной боеспособности России
Все материалы по теме (2783)