В российской судостроительной отрасли возникло большое волнение. Оно непосредственно связано с тем, что в Шанхае китайцы начали строить плавучий док очень солидных размеров. В связи с чем появились надежды на то, что утопленному российскому плавдоку ПД-50 вскоре (а китайцы строят очень быстро) придет замена.
Хотя если это и случится, если Россия купит у Китая док, то авианосцу «Адмирал Кузнецов» это приобретение уже не поможет. Придется ждать, когда на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске объединят два сухих дока, чтобы в них разместился крупногабаритный корабль.
Параметры китайского дока, который строит государственная компания China State Shipbuilding, такие. Длина — 250 м, ширина — 60 м, осадка — 4,8 м. Насчет водоизмещения судов и кораблей, которые сможет обслуживать плавдок, существуют разночтения. Одни источники сообщают, что это будет 32 тыс. тонн, другие — 45 тыс. тонн.
Ну, а габариты «Кузнецова» существенно больше: длина — 305,5 м, ширина — 72 м, водоизмещение — 53 тыс. тонн. То есть китайский плавдок маловат будет.
Плавдок ПД-50, в котором авианосец проходил ремонт до того, как его затопили на 82-м судоремонтном заводе, был значительно солиднее. Длина — 330 м, ширина — 88 м, грузоподъемность — 80 тыс. тонн. Он был построен в Швеции в 1980 году. И почти 40 лет нормально эксплуатировался, обслуживая как ВМФ, так и торговый флот. Но в 2015 году Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) продала 82-й завод вместе с ПД-50 «Роснефти», эффективные менеджеры которой начали немедленно оптимизировать расходы, чтобы подросли доходы. В результате были грубо нарушены правила эксплуатации плавдока. И это привело к затоплению ПД-50 в тот момент, когда в нем находился авианосец. «Адмирала Кузнецова» удалось спасти, но операция подъема дока была признана неперспективной.
И это экономически для эффективных менеджеров «Роснефти» абсолютно верное решение. Поскольку обороноспособность России им, похоже, до лампочки. «Роснефть» совместно с «Газпромбанком» владеет на Дальнем Востоке крупнейшим судостроительным предприятием «Судостроительный комплекс „Звезда“», строительство которого скоро завершится в городе Большой Камень. Кстати, на первом этапе в число учредителей комплекса входила ОСК, но вскоре ее выперли. Здесь начинают строиться гигантские танкеры. Так что для российских монстров нефте- и газодобычи не очень большая потеря не только крупнейшего отечественного плавучего дока, но и всего 82-го завода. Именно, потеря завода, потому что затонувший док сильно затрудняет проход кораблей в Кольском заливе.
Так вот, на ССК «Звезда» китайская госкорпорация China Communications Construction Company совсем скоро, возможно, в этом году, построит громадный сухой док длиной 500 метров. Есть и еще один сухой док, поменьше, но и он способен принять для ремонта «Адмирала Кузнецова».
Однако никто авианосец ни в один из этих доков не пустит. Поскольку высший приоритет принадлежит строительству гигантских судов для транспортирования нефти и сжиженного газа класса «Афрамакс» и «Панамакс», достигающих в длину почти три сотни метров. Такая стратегия могла бы быть вполне оправданной, если бы у военного флота было бы, скажем так, приемлемое положение. Ну, или, скажем, пониже среднего. Но в условиях глубокого кризиса, который переживает отечественное военное кораблестроение, должны действовать иные механизмы, а не только финансовая выгода. А это даже не кризис, а катастрофа — за 29 лет в строй введен всего один фрегат («Адмирал флота Советского Союза Горшков», проект 22359)!
Недавно мы уже писали о ССК «Звезда», который, судя по всему, будет использовать новейшие технологии и обладать очень значительными производственными ресурсами. Это с одной стороны. С другой стороны, на хранении на Тихоокеанском флоте находится тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» проекта 1144 «Орлан», который можно и нужно возвращать в строй. Требуется ремонт. Но в Дальневосточном регионе нет ни одного свободного дока, который смог бы принять крейсер, длина которого достигает 252 метра, а ширина 28,5 метров при водоизмещении в 26 тыс. тонн. А на ССК «Звезда» его пускать не намерены.
И это при том, что нефтегазовые олигархи для строительства своего ССК «Звезда» заняли значительную часть территории Дальневосточного завода «Звезда», который работает исключительно в интересах ВМФ. Одна из главных его специализаций — ремонт и модернизация как дизель-электрических, так и атомных подводных лодок, включая стратегические ракетоносцы. И было бы правильным, чтобы олигархи не только частично откупились, выделив некоторую сумму на модернизацию завода, но и разделили ответственность за состояние ВМФ.
Возвращаясь к туманной истории строительства китайского плавучего дока, можно предположить, что он будет продан той структуре, которая за него заплатит — достаточно много и без каких бы то ни было проволочек. И получается, что наиболее реальная фигура заказчика — это не ОСК, которая не слишком рационально распоряжается финансами. А углеродосодержанцы. Им китайский док как раз подходит для обслуживания в нем танкеров класса «Афрамакс». Они, имеющие длину 240 метров и ширину 32 метра, прекрасно вписываются в габариты 250×60 метров.
В то же время этот плавучий док подходит и для крейсера «Адмирал Лазарев». И этот плавдок для ТОФ необходим. Потому что кроме «Адмирала Лазарева» там достаточно больших кораблей, которым необходимо доковое обслуживание — крейсер и три линкора. И в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств ни один из этих кораблей невозможно будет экстренно вернуть в строй. Потому что олигархи к себе не пускают, а завод «Звезда» занят на много лет вперед обслуживанием атомных и неатомных субмарин, которых на ТОФ в общей сложности 22 единицы, включая 4 стратегических подводных ракетоносца проектов «Кальмар» и «Борей».
Правда, есть еще плавучий док ПД-41, который совсем немного уступает по габаритам ПД-50. Его в 1978 году построили в Японии. Была договоренность о строительстве еще одного дока, но она была сверстана с пожеланиями японцев, что Советский Союз будет использовать ПД-41 для обслуживания только гражданских судов. В связи с чем второго дока страна не получила.
Казалось бы, ПД-41, находящийся на 30-м СРЗ в поселке Дунай Приморского края, может быть использован для ремонта «Адмирала Лазарева». Однако в 2016 году док горел. Пожарные бились с огнем, охватившим 300 кв.м., 14 часов.
После чего никаких сведений о работах на ПД-14 не поступало. Судя по тому, что в одном из недавних интервью директор завода говорил о том, что ведутся поиски замены японскому оборудованию, абсолютно неизвестно, когда ПД-14 смогут восстановить. И смогут ли вообще это сделать.
Так что китайский плавучий док необходимо покупать для ВМФ. (Если, конечно, китайцы намерены его продавать). Вполне понятна и та структура, которая должна оплатить покупку. Разумеется, это «Роснефть», которая утопила ПД-50. За такие деяния надо отвечать.