Практически захлебнувшийся в крови шароварных захисников незалежности наступ ВСУ толкают предводителя «95 квартала» на поиск хоть чего-нибудь, способного усилить незавидные позиции укровермахта. По-другому переговоры Киева с Варшавой о приобретении мобильного берегового противокорабельного ракетного комплекса NDR, произведенного норвежской компанией «Kongsberg Defence & Aerospace» и использующего противокорабельную ракету NSM, расценивать сложно.
Кстати, Naval Strike Missile («Морская ударная ракета») — название английское, поскольку, как быстро выяснилось, не только для себя викинги ее делали.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в рамках этого проекта длились долгие пятнадцать лет, пока в 2007 году ПКР NSM не поступила на вооружение своего главного эксплуатанта — Норвежских королевских ВМС. Правда, уже через год ракета, выполненная из инновационных композитных материалов и способная на заключительном этапе траектории (при подлете к цели) формировать радиоэлектронные помехи и осуществлять противозенитные маневры, заинтересовала польских военных.
Кстати, не совсем ясно, что сыграло решающую роль в выборе Варшавы — способность самонаводящейся ракеты эффективно поражать цели на дистанциях до двухсот километров или одобрение проводившего испытания изделия теневого владыки Польши — заокеанского «властелина глобуса».
Разработка комплекса, в первую очередь, проводилась в интересах королевских ВМС Норвегии (для оснащения фрегатов, корветов и транспортов береговой охраны), однако итоговые результаты превзошли даже самые смелые ожидания инициаторов — в категорию носителей NSM оказались включены не только вертолеты и достаточно современные многоцелевые истребители (естественно американские), но и береговые комплексы, и даже автомобили.
Кроме того, производитель утверждает, что система, создававшаяся с учетом ландшафта береговой линии и сложного климата Норвегии, сможет достаточно эффективно работать в армиях-союзницах (читай, Североатлантического альянса).
А теперь, подробнее о ракете. При ее создании конструкторами использована стандартная аэродинамическая схема со среднерасположенным раскрывающимся крылом и четырьмя хвостовыми цельноповоротными рулями.
Корпус изделия лишен контрастных щелей и острых кромок, что в сочетании с композиционными и радиопоглощающими материалами существенно снижает ее радиолокационную и тепловую заметность.
Силовая установка представлена двумя двигателями: маршевым турбореактивным малогабаритным TRI 40 (разработчик — французская компания «Microturbo») и твердотопливным двигателем, выполняющим функции стартового ускорителя. Одновальный TRI 40 оснащен осевым четырехступенчатым компрессором и кольцевой камерой сгорания, что позволяет изделию с весьма солидными массогабаритными характеристиками (длина — 3960 мм, размах крыла — 1400 мм, собственная масса (с ускорителем) — 407 кг) развивать статическую взлетную тягу порядка 2,5−3,0 кН и летать на дальности от трех до ста восьмидесяти пяти километров.
Говоря о двигателе, нельзя не упомянуть о его способности обеспечивать достаточно широкий полетный диапазон ПКР NSM и возможность маневрирования, уровень эффективности которого, правда, зависит от значений скорости и высоты. Его запуск осуществляется посредством авторотации или пиростартера на скоростях 0,5−0,95 М и высотах от нуля до 5,3 километра. За выполнение полетной программы отвечают закрепленный на валу турбины специальный встроенный генератор и цифровая система электронно-гидромеханического управления.
Противокорабельная ракета NSM получила 226-килограммовую (масса ВВ- 100 кг) бронебойно-фугасную боевую часть проникающего типа и взрыватель, обладающий задержкой по времени, обеспечивающей несколько вариантов подрыва, определяющихся исключительно форматом цели. Система управления ракетой — комбинированная, состоящая из нескольких подсистем: инерциальной, навигационной (GPS) и корректирующей по рельефу местности (TERCOM).
Производитель серьезно рассчитывал на широкие экспортные перспективы этого противокорабельного ракетного комплекса, надеясь с его помощью усилить позиции Норвегии в рейтинге мировых поставщиков оружия. Однако, кроме королевских ВМС противокорабельной ракетой NSM заинтересовалась лишь Польша. Да еще США, обещавшие, вернее, планирующие заказать в текущем году 1250 единиц этого изделия. Правда, «властелин глобуса» уже неоднократно доказал всему миру, что его обещания, даже в отношении своих союзников, которых он считает всего лишь вассалами, не стоят даже ломанного гроша. Некоторый интерес к норвежским ПКР проявляют и Австралия с Канадой, но и это из области предположений. В сухом остатке лишь контракт стоимостью €100 млн с Варшавой.
Поэтому вернемся к сделке Киева и Варшавы. Активно вооружающаяся в последнее время Польша готова продать (горячая и тесная дружба — вещь хорошая, но слово «безвозмездно» в лексиконе поляков отсутствует) Украине свои береговые противокорабельные комплексы, чтобы приобрести более современные. Ведь сегодняшние приоритеты польских лидеров полностью укладываются в формулировку «первая армия Европы». Что-то похожее мы уже слышали.
На сегодняшний день в распоряжении Военно-морских сил Польши находятся два дивизионных комплекта береговых комплексов NDR, в состав каждого из которых включены шесть подвижных пусковых установок и две машины управления огнем. Кроме них в состав комплекса входят: подвижная радиолокационная станция обнаружения и сопровождения целей, машины тылового обеспечения, машины управления дивизионного (батарейного) звена и узлы мобильной связи. Последние две позиции обеспечивают и внешнее целеуказание комплекса.
Примечательно, что платформой для всех элементов береговых комплексов NDR стали шасси польского военного грузовика «Jelcz P662D43». Кроме того, Польше, как первому покупателю, был передан и ряд технологических секретов, что позволило Варшаве наладить собственное производство большинства компонентов, необходимых для поддержания работоспособности норвежских изделий.
И в заключение традиционный вопрос: «Чем опасны для российской армии береговые комплексы NDR с противокорабельными ракетами NSM в случае их появления на украинском театре военных действий?».
В первую очередь — незаметностью. Любая сложность в обнаружении ракеты по умолчанию делает ее опасной, а при создании NSM был использован целый ряд наработок по минимизации тепловой и радиолокационной заметности.
Во-вторых, серьезная во всех отношениях боевая часть и возможность многовариантного подрыва. В-третьих, это неплохая дальность поражения, зависящая, впрочем, от нюансов системы управления. В случае отключения озвученных выше «умных» подсистем, обеспечивающих маневрирование, траектория полета ракеты становится прямолинейной и предсказуемой, но при этом практически в три раза возрастает дальность поражения. До трехсот миль или пятисот километров.
И хотя достоверная информация о характеристиках точности отсутствует, не думается, что они сильно хуже, чем у РСЗО «Himers». Способность к прорыву сквозь порядки нашей противовоздушной обороны? Не праздный вопрос, ведь до Москвы украинские беспилотники каким-то образом долетают. И не факт, что в качестве целей «самая сильная армия Европы» станет рассматривать корабли Черноморского флота России.
Вероятнее всего укровермахт попробует использовать ПКР NSM против наземных объектов на территории Крымского полуострова и вновь присоединенных к Российской Федерации субъектов. А сможет ли наша ПВО эффективно отследить, перехватить и уничтожить новый самостийный боеприпас — вопрос времени, на который сегодня вразумительного ответа ожидать не приходится.
Правда, остается еще проблема денег. Которых у предводителя «95 квартала» нет, что называется, совсем, и без которых поляки комплексы не отдадут. Не тот менталитет, не те устои. Захочет ли коллективный пока еще Запад раскошелиться в пользу шароварных последователей Бандеры на очередные $230 млн? Скорее всего — да, но время покажет.
Военное обозрение
Военный эксперт объяснил, зачем в России подняли планку предельного возраста для военнообязанных
Российские военные получили первую партию скорострельных минометов «Дрок»
Госдума приняла закон о повышении возраста пребывания в запасе
Атомный крейсер «Петр Великий» могут списать и заменить кораблями меньшего размера
Все материалы по теме (5419)