В вооруженных силах Индии нет единого мнения относительно того, какие же истребители и сколько надо закупать у иностранных производителей. Да и, вообще, нужны ли такие закупки. Это означает, что знаменитый индийский тендер MMRCA, второй этап которого стартовал в 2018 году, имеет шансы никогда не завершиться. Так что что борьба европейских и американских производителей авиационной техники за право поставить в Индию 114 истребителей, может обернуться пустыми хлопотами.
На прошлой неделе информационное агентство Bloomberg, комментируя выступление начальника штаба вооруженных сил Индии генерала Бипина Равата, сообщило, что вместо 114 иноземных самолетов для ВВС необходимо закупить 83 легких истребителя Tejas национальной разработки.
На этой неделе иную позицию изложил другой военный, уже маршал, — начальник штаба и одновременно командующий ВВС Индии Ракеш Кумар Сингх Бхадаурия. В интервью индийскому информационному агентству ANI он заявил, что никто и не думает отменять MMRCA.
У Индии грандиозные планы по обновлению парка не только истребительной, но и учебно-тренировочной авиации. Маршал сообщил, что в течение ближайших 15 лет ВВС страны пополнится 450 новыми боевыми самолетами. В их число входят 36 французских «Рафалей», которые выиграли первый этап тендера MMRCA, 114 многоцелевых истребителей, которые выиграют второй этап, более 200 индийских легких истребителей Tejas различных модификаций, а также 100 перспективных индийских истребителей пятого поколения Advanced Medium Combat Aircraft (AMCA). При этом разрабатываемый истребитель АМСА должен поступать на вооружение «в течение следующих 35 лет».
Также главнокомандующий сообщил о планах закупки семи десятков индийских учебно-тренировочных турбовинтовых самолетов HAL HTT-40.
Что же касается шансов претендентов на выигрыш, то тут ситуация (прежде всего информационная) меняется чрезвычайно динамично. Итак, у кого же больше шансов на выигрыш?
У F-16, специальную модификацию для Индии которого назвали F-21?
У F/A-18E/F?
У евроистребителя «Тайфун»?
У французского «Рафаля», который намеревается опять сразиться с конкурентами?
У нашего Миг-35, который, наконец-то, стал полноценным истребителем, а не полуфабрикатом, каковым он был на первом этапе тендера?
У шведского «Грипена»?
Скажем сразу, что у «шведа», хоть это и хороший самолет, шансы абсолютно призрачные. Поскольку на сей раз в ристалище участвуют средние истребители, имеющие промежуточную массу между легкими и тяжелыми самолетами, и двухдвигательные. А он легкий. А легкие истребители Индию не интересуют, поскольку, как сказал главнокомандующий ВВС, будут серьезные закупки, более двухсот единиц, собственных легких истребителей Tejas. И пусть они даже будут в чем-то уступать качественно «Грипену», однако Индия просто обязана поддерживать и собственных разработчиков авиационной техники, и самолетостроительную промышленность.
Наличие в числе претендентов боинговского истребителя F/A-18E/F также выглядит довольно странно. Потому что это палубный истребитель, эксплуатирующийся на американских авианосцах. Но шанс на победу, хоть и не очень значительный, есть и у него. Потому что в Индии также есть авианосцы — один в строю, второй достраивается. Но для того, чтобы получить доступ на палубу, необходимо будет выдавить оттуда российские МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Это непросто, хотя бы потому, что поставки российских «палубников» в Индию продолжаются. Непросто, даже учитывая рекордную универсальность американской машины — истребитель-бомбардировщик, а также штурмовик. Ему даже приписывают функцию перехватчика, но, надо сказать, ее он может решать весьма посредственно.
Гораздо сложнее предсказать тендерный потенциал F-21, то есть модернизированного F-16. Однако при ближайшем рассмотрении появление нового индекса означает, что это, по сути, ребрендинг уже существующего истребителя F-16V Block 70. Тем не менее, следует признать, что определенная работа по адаптированию машины к индийским реалиям была проделана. В частности, была установлена штанга заправки «российского образца». То есть она позволяет взаимодействовать с заправщиками Ил-78МКИ разработки ОКБ Ильюшина, эксплуатирующимися в ВВС Индии.
Несмотря на «старость» F-16 (его базовая версия эксплуатируется с конца 70-х годов), компания «Локхид Мартин» за счет серии частых модернизаций поддерживает его на уровне современных истребителей. И он вполне заслуженно причисляется к поколению 4++. В то же время для США это уже давно чисто коммерческая машина, выпускающаяся исключительно для иностранных заказчиков. Причем ее лицензионное производство развернуто в нескольких странах. Так что требование Нью-Дели о передаче технологий выигравшего в тендере истребителя и развертывании его производства в Индии США вполне могут выполнить. Ну, может быть, не раскроют секреты наиболее современных систем, к которым, например, относится РЛС с АФАР. Есть и еще некоторые отличия от F-16V. Обновленная система управления вооружением, комплекс РЭБ, «стеклянная кабина»
И обещания о передаче технологий и налаживания производства компания «Локхид Мартин» уже сделала. Более того, уже определено предприятие, на котором предполагается развернуть серийное производство F-21 — Tata Advanced Systems. Дело, как говорится, за малым — надо выиграть тендер.
И вот тут для американцев не все так радужно. Дело в том, что самолета F-21 в природе не существует. На международной выставке Aero India год назад был представлен его макет. Есть лишь чертежи и рекламные материалы. Помнится, что на первом этапе тендера российский МиГ-35 был снят с дистанции, в том числе и потому, что он не был принят на вооружение в России и серийно не производился. Здесь же и вовсе вопиющая история — индийцам предлагают выбрать самолет, который даже не совершил первого полета.
Конечно, с одной стороны, у США существуют отработанные технологии по обработке неудобных клиентов. С другой стороны, на индийском тендере случаются логически необъяснимые вещи. Но покупка несуществующего самолета — это, конечно, будет запредельная история.
И в этой ситуации у МиГ-35 есть вполне реальный шанс на победу. Этот истребитель тоже относится к поколению 4++. У него тоже РЛС с АФАР и «стеклянная кабина». Собственно, и вся остальная авионика — это новейшие разработки концерна «Радиоэлектронные технологии». При этом абсолютно понятно, что компания «МиГ» передаст технологии и запустит в Индии серийное производство самолетов.
Есть еще один самолет, который претендует на победу в тендере, — евроистребитель «Тайфун». Он постарше, чем МиГ-35, и, следовательно, относится лишь к поколению 4+. При этом у компании «МиГ» есть очень серьезный аргумент в споре, который не может не интересовать Нью-Дели, — цена. «Тайфун» стоит 120 млн. долларов, МиГ-35 — 50 млн.
В качестве дополнительных бонусов можно назвать ряд благожелательных публикаций в индийской прессе. Вот что, например, пишет влиятельная газета The Hindu: «Мы совершили роковую ошибку, доверившись французам по их истребителям. Российские боевые самолёты уже проверены временем и в их надёжности не приходится сомневаться. Следующий крупный контракт должен быть связан с российскими МиГ-35 — это единственное мудрое решение».