Лукашенко от похода поляков на Минск спасет только российская авиабаза — Свободная Пресса

91

Лукашенко от похода поляков на Минск спасет только российская авиабаза - Свободная Пресса

Что-то неспокойно нынче в мире. 2021 год удивляет не только новыми волнами пандемии коронавируса, но и новыми войнами. Палестинцы схлестнулись с израильтянами в секторе Газа, выпустив друг по другу сотни ракет.

На ножах Китай и Индия в Гималаях, а ещё в конфликте замешан и Пакистан — все три страны, минуточку, располагают ядерным оружием.

Перекрыта трассирующими пулями и почти вся Африка, там могут схлестнуться Египет и Эфиопия. Войну в Нагорном Карабахе тоже нельзя считать завершившейся с подписанием трёхстороннего соглашения.

Украина едва не нарвалась на атаку России из-за Донбасса (аллилуйя, обошлось). Список «горячих точек», увы, на самом деле гораздо обширнее — войной пахнет во многих точках планеты.

Одна из них для России самая неприятная не только из-за близости возможного вооруженного конфликта — это регион Прибалтики и, возможно, Белоруссии, но и по причине возможности реального вторжения на свою территорию вражеских войск. Под «захватчиками» здесь подразумеваются страны НАТО, которые сумели максимально близко приблизиться к границам России.

Если смотреть на карту, то стрелы потенциальных ударов альянса можно нарисовать (наверняка в штаб-квартире НАТО в Брюсселе их давно обозначили) со стороны Польши с направлением на Калининград, Эстонии с прицелом на Псков, и Латвии с выходом на Великие Луки, Ржев, а там и до Москвы рукой подать.

Эти варианты, на самом деле, проигрышные — развернуть полномасштабное наступление здесь проблематично, в первую очередь из-за невозможности сконцентрировать достаточную военную группировку (логистика хромает) и обеспечивать её в последующем подкреплением (опять логистика будет хромать).

Российско-польская граница составляет немногим более 200 километров, автомобильных дорог не так уж много, а лесисто-болотистая местность не позволяет скрытно передвигать танковые колонны. Двинуться на Россию через Прибалтику — значит, обломиться ещё на её же территории. Там ответная атака российской армии не просто все планы смешает, а позволит в течение нескольких дней «освободить» Таллин, Ригу, а заодно и Вильнюс от натовских «оккупантов».

Поэтому нынешние манёвры НАТО «Весенний шторм», которые начались 17 мая в Эстонии, при всём многообразии участников, даже с участием американских военнослужащих, это полный пшик.

Сотрясание воздуха и не более того, в общем, не надо дразнить гусей в лице десантников Псковской дивизии ВДВ и танкистов 1-й танковой армии, которые находятся на этом направлении. Известно, что подлётное время от Пскова до Таллина всего-то сорок минут — это столько потребуется времени, чтобы над флюгером «Старый Томас» заполоскался российский триколор и флаг с девизом «Никто, кроме нас!».

Если всё-таки отбросить шапкозакидательские настроения, то угроза на западной части России в случае наступления НАТО (упаси их Бог, mein Gott, my God и даже mój Boże) существует. И направление главного удара здесь наиболее вероятно через территорию Белоруссии. Это простор для танковых «клиньев», это Польша за спиной со складами и арсеналами, за которой и Германия, и Франция, и морские порты для выгрузки американских танков. Взяли Минск, а там и до Москвы по прямой 675 километров.

Ну, этот «аншлюс» не с Белоруссией, ни тем более с Россией сейчас не сработает — прокатиться с ветерком не получится, тут не 1941-й год, в котором тоже километры давались с боем. Впрочем, и тактика ведения боевых действий в нынешнем столетии кардинально изменилась и солдаты альянса вряд ли пойдут атаковать вначале белорусскую, а затем российскую границу в «парадном строю», с открытыми забралами. Уже традиционно территорию захвата будут «утюжить» как истребители, так и бомбардировщики, выбивая на пути продвижения войск весь личный состав неприятеля, а уже дальше пехота пропылит на «Хаммерах» в назначенный район. То есть именно авиация будет иметь превалирующий фактор в развитии дальнейшего наступления сухопутных войск.

Сейчас в Минске отмечают участившуюся активность авиации НАТО у своих границ, не исключая, что таким образом отрабатывается нанесение авиаударов по Белоруссии и России. Об этом, в частности, говорит и первый заместитель начальник Генерального штаба ВС Белоруссии генерал-майор Игорь Король. По его словам, еженедельно фиксируется более 30 полётов различной авиации альянса — самолётов стратегической разведки и разведывательно-ударных беспилотников.

«Если проводить исторические параллели, то мы знаем про случайные полёты накануне Великой Отечественной войны. По большому счёту, этими полётами проверяется готовность нашей системы противовоздушной обороны оказать противодействие. Потому что любая агрессия начинается, прежде всего, с массированного применения авиации», — говорит белорусский генерал.

Самолёты НАТО не просто кружат вдоль границы Белоруссии, но и периодически её «случайно» нарушают, залетая на территорию соседнего государства. Понятно, что Минск такая ситуация беспокоит и там не исключают возможной агрессии со стороны Польши. И уповают в первую очередь на свои вооруженные силы и на 1-ю гвардейскую танковую армию ВС РФ, которая входит в совместную российско-белорусскую группировку войск.

Существует и Единая система противовоздушной обороны Союзного государства. Уже обычной практикой стали и совместные учения, самое крупное из которых «Запад-2021» должно пройти осенью на территории как России, так и Белоруссии. Впрочем, в этой цепочке совместной обороны не хватает достаточно важного звена — авиационного, с возможностью размещения российской истребительной авиации на белорусских аэродромах.

В Минске к подобной идее относятся неоднозначно. Вроде, как и хочется, при этом и колется — размещать авиабазу союзников пока не решаются. Зачем нужны российские истребители в Белоруссии? В первую очередь это выигрыш времени. Скажем, вылететь на перехват самолётов противника из-под Вязьмы в Смоленской области или из Барановичей в Белоруссии, это две большие разницы — подлётное время заметно сокращается. Да и сам факт размещения российских ВКС в Белоруссии тоже будет являться сдерживающим фактором для потенциального агрессора.

Некие надежды на размещение российской авиабазы в Белоруссии появились после совместной штабной тренировки, в ходе которой с 16 по 18 марта отрабатывались вопросы применения ВВС и войск ПВО в оборонительной операции региональной группировки войск (сил) Белоруссии и России. Тогда достаточно неожиданным было сообщение Минобороны Белоруссии о том, что в ходе совместной тренировки военных РФ и РБ «отработан вопрос перебазирования техники России на белорусские аэродромы».

Не будем столь наивны — речь о российской авиабазе в Белоруссии не идёт и сейчас. Самолёты с российских аэродромов не взлетели в направлении Белоруссии. Под словами о «перебазировании российской техники» подразумевалась лишь штабная тренировка с отработкой действий ВКС и ПВО на случай реальных боевых действий. То есть если завтра война — белорусские аэродромы будут в готовности зажечь огни ВВП, в чём и убедились участвующие в тренировке военные представители двух стран. Собственно, об этом и говорится в сообщении: «Совместная подготовка позволила повысить слаженность действий органов военного управления, соединений и воинских частей, а также уровень подготовки должностных лиц».

Более реальным в плане военного сотрудничества России и Белоруссии представляется создание учебно-боевых центров совместной подготовки ВВС и войск ПВО, о чём ещё 5 марта договорились министр обороны России Сергей Шойгу и его белорусский коллега Виктор Хренин. Два таких центра будут развернуты в Нижегородской и Калининградской областях, а на территории Белоруссии — в Гродненской области. На базе последнего будет организована совместная подготовка экипажей истребителей Су-30СМ (таких самолётов в ВВС РБ пока 4 из запланированных по контракту 12), а также обучение белорусских специалистов работе на современных зенитных ракетных комплексов, стоящих на вооружении ВС РФ.

В те же дни белорусский президент Лукашенко поддержал базирование на территории страны российских самолётов, но именно как учебных, а не стоящих на боевом дежурстве и без присутствия российских пилотов, помимо инструкторов. Ряд экспертов предположили, что таким образом белорусский Батька хочет попросту «отжать» у России истребители, так как покупать Су-30СМ даже по льготным ценам достаточно дорого. Денег на покупку новых современных самолётов у Белоруссии действительно нет, да и тратиться она на них не особо спешит, рассчитывая на воздушную поддержку России в случае необходимости.

Вообще, с боевой авиацией в Белоруссии есть определенные проблемы. Их мало и все они ещё советского происхождения и требуют замены или глубокой модернизации. Из того, что есть в наличии и ещё летает, можно перечислить 77 воздушных машин. Это 34 истребителя МиГ-29 (6 учебных), 21 истребитель Су-27 и 22 штурмовика Су-25 (ещё 20 таких воздушных машин находятся на консервации). Денег на покупку новых современных самолётов у Белоруссии нет, да и тратиться она на них не особо спешит, рассчитывая на воздушную поддержку России в случае необходимости.

НАТО на Востоке

В администрации президента США поддержали вступление Украины в НАТО

В офисе Зеленского заявили, что США поддержали вступление Украины в НАТО

Шойгу сообщил, что США стягивают свои войска к границам России

Лавров высказался о планах США направить корабли в Черное море

Все материалы по теме (571)