Плач Украины по F-16 после поставок ей первой партии из пяти самолетов должен был, вроде бы, закончится — процесс вроде бы пошел. Но Зеленский не был бы Зеленским, если бы не попросил большего. А он уже заглядывается не только на проходящий модернизацию F-16 (F-16C/D), но и на истребитель пятого поколения F-35.
Что из этого выйдет, неизвестно, но Европа уже устала от попрошайки. США пока еще держатся, но и они использовали 96% финансовых средств, выделенных на помощь Украине. Как будут разворачиваться события дальше, покажет время. А пока разберемся, каковы преимущества и слабые стороны американских истребителей, с которыми нашим летчикам может и придется столкнуться в воздушном бою.
F-16C/D — новый и умный
Прежде обратимся к F-16C/D. Пентагон продолжает рапортовать об успешных испытаниях этого «оружия будущего». В декабре прошлого года ВВС США впервые провели его успешные летные испытания с использованием системы искусственного интеллекта (ИИ) VISTA.
Тестовые полеты выполнялись над пустыней Мохаве в южной Калифорнии. Пилот поднял в воздух истребитель, после чего передал управление системе ИИ, которая некоторое время автономно управляла им. Через два часа был совершен еще один пробный вылет проходящего модернизацию F-16, пилотирование которого осуществлялось уже альтернативной системой искусственного интеллекта.
Разработчики программных алгоритмов для автономного пилотирования боевых самолетов отмечают, что данные тесты помогут усовершенствовать систему ИИ. При этом на модифицированные F-16 (F-16C/D) может быть установлено любое программное обеспечение, вне зависимости от того, какая компания его разработала. Командование ВВС США пришло к выводу, что благодаря успешным тестовым полетам уже в следующем финансовом году может быть начата реализация программы по созданию новых беспилотных ударных самолетов, способных летать продолжительное время в автономном режиме и координировать свои действия с другими летательными аппаратами.
Несмотря на два успешных тестовых полета, служба ВВС США, отвечающая за внедрение систем искусственного интеллекта для управления боевыми летательными аппаратами, пока в основном отрабатывает программное обеспечение на специальных наземных симуляторах X-62. Во время условного полета за работой ИИ в постоянном режиме следит специально обученный пилот, готовый в любое время вмешаться в «управление» самолетом.
В типичном испытательном полете пилот выводит X-62 на нужную высоту и скорость, затем загружает систему моделирования для любых средств управления полетом, которые будут использоваться во время учебно-военных действий и запускает симуляцию. Когда самолеты и дроны под управлением искусственного интеллекта смогут полностью автономно взлететь, выполнить полетное задание в боевых условиях и совершить посадку, представители ВВС США не сообщают. Но какие же новшества уже приобрел и еще приобретет F-16C/D?
Во-первых, с появлением модифицированного истребителя F-16C/D, он сразу начал относиться к самолету четвертого поколения.
Во-вторых, одним из главных факторов его обновления стала замена около 50% бортового оборудования. Так, например, противоракетная система ALE-50 TowedDecoySystem была заменена на IsraeliAerialTowedDecoy.
В-третьих, на истребителе F-16C/D внедрены нашлемная система наведения, индикатор на лобовом стекле (HUD), новая БЦВМ, а также дисплей для отображения картографической информации. Существенно увеличена боевая нагрузка, дальность и продолжительность полета за счет установки, якобы, более мощного и экономичного турбореактивного, двухконтурного двигателя F100-PW-229.
Для увеличения дальности полета на F-16 C/D установлена система дозаправки в воздухе и съемные конформные подвесные топливные баки.
Истребитель теперь оснащен современными бортовыми радиолокационными станциями и инфракрасной системой переднего обзора, новыми системами самозащиты от зенитных ракет. Планер покрыли радиопоглощающей пленкой в целях повышения малозаметности. Укреплены стойки шасси.
Есть преимущества у модернизированного F-16 и в полете. Летчик имеет хороший обзор из кабины, благодаря беспереплетному фонарю, у самолета высокая маневренность, что дает преимущество в воздушном бою. Новшества есть и в авионике. Современные версии оснащены радаром AN/APG-83, который одновременно способен отслеживать до 35 целей, позволяет вести огонь по восьми из них. При этом цели могут быть как воздушными, так и наземными, без переключения режима «воздух-поверхность».
Но особенно опасны F-16 C/D тем, что на своем борту могут нести ядерное оружие. Глава МИД РФ Сергей Лавров отметил, что даже самые совершенные системы слежения в мире не отличат самолет без ядерного оружия от того, который несет его. Оснащение F-16C/D ядерным оружием серьезно осложнит международную обстановку. Но если США решатся на это, то последует наш военно-технический ответ. Особенно, если такие самолеты будут летать над Украиной и создадут угрозу нашей национальной безопасности.
Порою мы подробно разбираем слабые стороны противостоящего противника и меньше уделяем внимания его сильным сторонам. Поэтому командованию ВВС ВКС не следует искусственно занижать значимость западных истребителей F-16, тем более новых модификаций, которые вот-вот могут появиться у нашего противника. Что касается подготовки украинских летчиков, то рано или поздно они освоят эту технику. Так что готовиться к встрече с F-16 C/D в воздухе надо уже сейчас.
F-35 — мечтать не вредно
Совсем другой вопрос — с F-35. От него руководство ВСУ и Зеленский, якобы, в восторге. По крайней мере, в таком духе отозвался о нем главком ВВС Украины Юрий Игнат. Мечтать, как говорится, не вредно. Но, получается, не освоив как следует F-16 и F-16C/D, киевский режим уже хочет заполучить американские истребители пятого поколения F-35. О чем Игнат заявил во всеуслышание. Хотя тут же пояснил: «Но эта история для далёкого будущего, когда Украина одержит „окончательную победу“ над Россией. Мы должны думать о будущем, и не только о F-16». Но что же это за авиационный монстр, который вызвал у главкома ВВС Украины такие эмоции?
Ради создания обще-англосаксонского стандарта в самолетах, США придумали и начали создавать самолеты F-35. Сначала его сделали предельно небольшим ради малозаметности и удобства взлета с любых аэродромов. Вес пустого самолета 14−15 тонн, полезная нагрузка до 8 тонн. При любых углах и ракурсах полета он несет до 50% боевой нагрузки от собственного веса, что очень неплохо.
А как F-35, ставший самым дорогим проектом в истории Пентагона ведет себя в воздухе? Один из летчиков-испытателей написал отчет, выдержки из которого просочились в прессу и опубликованы военным журналистом Дэвидом Эксом. Так вот, есть там такой абзац: «Воздушная дуэль на короткой дистанции между F-35 и ветераном ВВС США истребителем F-16 проходила на высотах от двух до девяти тысяч метров.
Летчики опробовали различные варианты как наступательной, так и оборонительной тактики. В ближнем бою применение управляемых ракет неэффективно. Главным атакующим приемом становится заход в заднюю полусферу самолета противника, чтобы поразить его огнем из пушек".
Ключевой фактор тут, соответственно, маневренность. Но ее-то и не хватило F-35. Получается, F-35 не так уж и маневрен, несмотря на свой легкий вес и ему не хватает тяги двигателей. Или дело в чем-то другом?
Пилот F-35 особо отметил «недостаточную скорость изменения тангажа при подъёме и опускании носа самолета». За время ориентирования носа на цель та всегда успевала совершить маневр уклонения. «И, напротив, все атаки F-16 против F-35 оканчивались успехом, — сообщает летчик. — Мои попытки уйти с линии огня при помощи резкого маневрирования не удались, так как маневренность и тяговооруженность F-35 хуже, чем у F-16».
Вот вам, бабушка, и юрьев день. Вложить столько средств и получить на выходе тяговооруженность хуже, чем у F-16? «По мере опустошения баков моего противника этот разрыв только увеличивался», — пишет далее летчик. В ходе боя он все же практическим путем нашел маневр, в котором F-35 превзошел F-16. «Если во время сбалансированного полета на больших углах атаки переложить управление в сторону и удерживать его так относительно долгое время, то F-35 будет способен резко изменить курс и уйти из-под обстрела».
Такой выход, найденный эмпирическим путем, делает летчик. Правда, при этом самолет, оказывается, теряет скорость и не способен быстро восстановить ее. Как видим, похвастать особо нечем. Тем не менее, пилот-испытатель рекомендует именно этот маневр «для выхода из ближнего боя».
Ну, и такая «мелочь». Пилот указывает на неудобство нового шлема, на который выводится вся полетная и боевая информация. «Теоретически летчик должен видеть „сквозь фюзеляж“, — пишет он. — На практике шлем оказался слишком громоздким для тесной кабины истребителя F-35, мешал следить за ситуацией, особенно в те моменты, когда F-16 для атаки заходил в хвост».
Получается, так и не разобравшись до конца с периодически возникающими техническими проблемами у истребителя F-35, Пентагон продолжает рапортовать об успешных испытаниях «оружия будущего». А укронацисты ведутся на эту туфту.
Так что главкому ВВС ВСУ Украины Игнату пока рановато потирать руки. Как, впрочем, и остальным летунам незалежной.
Военное обозрение
Тайвань заметил китайские самолеты
В США испугались смертельного российского оружия
Новый российский атомный ледокол получил название «Сталинград»
Ростех: боевые возможности истребителя Су-57 увеличиваются
Все материалы по теме (5713)