Некий инцидент, произошедший в Азовском море в ночь с 14 на 15 апреля между тремя украинскими артиллерийскими катерами и пятью катерами береговой охраны Пограничной службы ФСБ России, в Киеве выставили едва ли не как крупной морское сражение. «Ночь была горячей. Утром наши все вернулись. Нашим морякам пришлось предупредить о готовности применить оружие», — эти сообщения о «стычке» между русскими и украинцами прям будоражат воображение. Рисуется картина ещё похлеще, чем с пленением трёх украинских катеров и буксира, пошедших 25 ноября 2019 года на «прорыв» Керченского пролива.
Украинский взгляд на нынешнее событие однозначен: катера ВМСУ «столкнулись» в Азовском море с провокацией российских катеров. По словам руководителя Института черноморских исследований Андрея Клименко (редактор BlackSeaNews — «Чорноморськиi новини», эксперт «Майдана иностранных дел») заявляет, что инцидент якобы произошёл в 25 милях от Керченского пролива, где украинские катера сопровождали торговые суда. Впрочем, в чём конкретно заключается «провокация» он не уточнил, а официальные лица ни в Москве, ни в Киеве пока не комментируют описываемый случай.
Что же там могло такое произойти в водах Азовского моря в глухую тёмную апрельскую ночь? Для начала смотрим на карту самого Азовского моря, которое раньше считалось внутренним, а сейчас уже является международным, берега которого разделяют два государства — Россия и Украина. Соответственно, в море присутствует и граница, у которой есть территориальные воды каждой стороны, режим которых регулируется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года.
Международное право не допускает расширение территориальных вод свыше пределов 12 морских миль (22,2 км) от береговой линии. Собственно, эта норма распространяется и на принадлежность вод Азовского моря. Его «габариты» — длина 380 километров, ширина 200 километров, позволяют двум странам «вписаться» в эту акваторию без столкновений кораблей, судов и, что важно, внутренних интересов.
Вот здесь-то собака и порылась! Киев упорно не признаёт Крым российской территорией и по-прежнему считает полуостров своим. Соответственно, не признаёт и принадлежность территориальных вод в Азовском море, пытаясь неоднократно проверить российских пограничников на бдительность, получая в ответ соответствующую реакцию. Ещё раз посмотрим на географическую, а заодно и политическую карту мира, а конкретно на обозначенную территорию. Азовское море является закрытой водной акваторией, имеющей выход в Черное море через Керченский пролив, который принадлежит России с её законными 12 морскими милями от каждого берега.
Ещё в конце сентября 2019 года украинская компания «Госгидрография» заявила о необходимости установления государственной границы в акваториях Чёрного и Азовского морей. При этом Украина намеревалась провести переговоры между странами принудительно, забывая, видимо, что подобная процедура может проводиться согласно Конвенции 1982 года, лишь в том случае, если нет нерешенных споров.
Россия в этой ситуации придерживается своего мнения, которое предполагает проведение разграничения акватории лишь в том случае, если Украина признает Крым российским регионом и, соответственно, окружающий полуостров морские воды. В общем, процесс по разграничению на предлагаемых Киевом условиях Москвой неприемлем. Российская сторона утверждает, что подобные предложения украинских властей предназначены лишь для привлечения внимания к принадлежности Крыма и звучащие из Киева заявления являются исключительно политическими.
Поэтому на нынешний момент, при отсутствии демаркации границы по Азовскому морю, здесь действует международное право лишь на те самые 12 морских миль от побережий каждой из стран. Естественно, что Россия не собирается позволять нарушать свои границы кому бы то ни было. В нынешней ситуации, когда три украинских бронекатера, якобы сопровождавшие ночью гражданские суда, на что им никто полномочий не давал, приблизились к территориальным водам РФ, в этот морской район и вышли катера береговой охраны Пограничной службы ФСБ России.
Судя по тому, что украинские моряки отделались лишь «горячей ночью» и «вернулись целыми», и дело обошлось без применения оружия, то украинские катера благоразумно легли на обратный путь. Задумка-то украинских морских стратегов была замечательная — под видом прикрытия конвоя сухогрузов, вероятно, что и под флагами иных иностранных государств, зайти в территориальные воды России и «прорваться» к Крымскому мосту. Можно только представить какой был бы фурор на следующее утро с фото и видеокадрами посудин под украинским флагом на фоне Крымского моста. Это же «убедительная победа» украинского флота в Азовском море!
Не сложилось. Российские катера оттеснили украинцев ещё до пересечения ими «красной черты», за которой могли последовать и задержание нарушителей, и открытие огня на поражение в случае невыполнения законных требований российских пограничников. Тем не менее, украинская сторона поспешила высказать мнение, что Россия продолжает нарушать нормы международного морского права, воспрепятствовав «свободному плаванию» катерно-тактической группы, несущей боевое дежурство. Понятно, что сказать «спасибо» за то, что их катера не потопили, позабыли. А ведь их могли и пустить ко дну.
К слову, согласно ФЗ РФ № 4730 от 2016 года (О государственной границе Российской Федерации) ст. 30 п. 19, российские пограничники имеют право «преследовать и задерживать за пределами территориальных вод РФ судно, нарушившее международные договоры РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства, если преследование было начато в водах или прилежащей зоне Российской Федерации после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей судну увидеть или услышать этот сигнал, и велось непрерывно». Так что все стенания Украины по поводу «провокаций» — в пользу бедных. Закон не надо нарушать.
В нынешнем инциденте в Азовском море, если таковой был в действительности, а не ограничился разворотом украинских катеров при приближении российской «эскадры», то Украина вполне могла потерять и последние три бронекатера «Гюрза-М» (ещё два под арестом в России).
Если рассматривать «Гюрзу» как некое плавсредство, то можно отметить, что эти катера в первую очередь предназначены для несения боевого дежурства на приграничных реках, озерах, а также в прибрежной морской зоне. В их задачи входит патрулирование, охрана водных рубежей, борьба с малоразмерными судами, защита береговых стационарных и плавучих гидротехнических объектов и сооружений, содействие десантным и пограничным группам, обеспечение безопасности мореплавания, а также содействие в вопросах разведки, доставки и снабжения. При необходимости катер способен атаковать на берегу такие объекты как ДОТы, здания, мосты, автотранспорт, легковооруженные боевые машины.
Экипаж «Гюрзы-М» состоит из пяти человек, один из которых офицер. По сути, это такой плавающий БТР, с противопульной защитой. Впрочем, и предназначение его не предполагает героических морских сражений и дальних морских походов. На таком хорошо гонять браконьеров и прочих хулиганов. Изначально они и предназначались для решения задач в бассейне реки Дунай и в прибрежной зоне Черного и Азовского морей и должны были составить основу специального речного дивизиона Западной военно-морской базы (Одесса) ВМС Украины, сформированного в январе 2013 года.
Чем ещё располагает в акваториях Чёрного и Азовского морей флотилия ВМСУ? Флагман — фрегат «Гетман Сагайдачный», изначально заложенный как пограничный сторожевой корабль еще в советские времена. Корвет «Винница» — тоже ПСКР постройки 1976 года. Средний десантный корабль «Юрий Олефиренко» бороздит морские просторы с 1971 года. Рейдовый тральщик «Геническ» почти «свежий», на воду спущен в 1985 году. Еще под «жовто-блокитным» флагом ходит 13 катеров, в том числе 6 артиллерийских проекта «Гюрза», два из которых шли на штурм Керченского пролива. Можно вспомнить и про американские надувные быстроходные лодки, плюс два списанных патрульных катера из США, которые были переданы Украине без вооружения. Есть «Украина», ракетный крейсер, безнадежно умирающий на верфи в Николаеве более четверти века и корвет «Владимир Великий» с недостроем от 2011 года.
На нынешний «ночной прорыв» в Азовском море украинские катера шли явно не для разгрома «превосходящих сил противника» и особого героизма, как видно, не проявили. Расчёт «на дурачка» проскочить мимо российских пограничников не сработал, поэтому и началась вся эта истерика с «провокацией» и российской агрессией в Азовском море.
Постсоветское пространство
В Белоруссии объявили о начале третьей волны коронавируса
Тихановская отказалась участвовать в новых выборах президента Белоруссии
Между Москвой и Минском запустят новые скоростные поезда
Познер пообещал вернуться в Грузию
Все материалы по теме (3140)