Как известно, российские военные к сегодняшнему дню ракетными ударами разрушили все до единого нефтеперерабатывающие предприятия Украины. Ни капли собственного бензина, ни капли дизельного топлива эта страна произвести теперь не в состоянии. Чтобы она могла еще хоть как-то функционировать, а ее армия — воевать, приходится завозить топливо с Запада. Но чем? И как?
С недавних пор даже такой завоз Киев вынужден осуществлять просто экстраординарными методами. Не как прежде — в железнодорожных цистернах, емкостью до 35 тонн бензина каждая. Нет, в ход вынужденно пошел исключительно автомобильный транспорт, способный через всю страну перевозить горючего в разы меньше, чем поезда.
Ускорить процесс Украина и ее союзники пытаются методами доселе неслыханными. По словам заместителя министра инфраструктуры этой страны Мустафы Найема, по договоренности с союзниками уже отменены все разрешительные документы на международные перевозки и пересечение украинскими бензовозами западной границы как в одну, так и в другую стороны. А заодно теми же правами наделены водители «наливников» из Латвии, Литвы, Эстонии, Дании, Италии, Греции, Венгрии, Болгарии, Чехии. Малейшие перебои работе в этой разноплеменной вереницы грозят полной остановкой украинским танкам и бронетранспортерам на фронте.
Однако почему все же не поезда? Ведь нашими ракетами на всех магистралях Украины почти не затронуты ни рельсы, ни сами станции. За малым исключением почти все железнодорожные мосты этой страны тоже целы. Целенаправленно выводится из строя главным образом электрическое хозяйство компании «Украинские железные дороги». В основном — тяговые подстанции и трансформаторы, автоматика и контактная сеть, без которых наглухо и надолго обесточивается здесь все.
Казалось бы — ну и что? Ведь давно придуманы тепловозы, которым ток в проводах совершенно ни к чему. На худой конец — старые паровозы из мобилизационных резервов, которые, по идее, на всякий пожарный обязана иметь каждая страна. Но на Украине полный коллапс перевозок по рельсам. Потому что ни старых добрых паровозов, ни даже тепловозов в распоряжении Киева почти нет.
Как ни странно, тут мы имеем дело с явным парадоксом: огромные конкурентные преимущества Украины в этой сфере, доставшиеся ей от СССР, с началом боевых действий обернулись для нее неслыханной бедой.
Согласно открытым данным, протяженность главного пути Украины 19.787 километров. Из них по состоянию на 2019 год были электрифицированы больше половины — 9.926 километров. Такие же показатели в этом отношении, кстати, и у самых развитых стран Европы. Поскольку электрическая тяга на железных дорогах повсюду в полтора-два раза дешевле тепловозной. Именно поэтому электровозами в мирное время на Украине перевозили до 80 процентов грузов.
Соответствующим сложился и локомотивный парк Украины. Считалось, что до начала нашей спецоперации всего там в эксплуатации находилось порядка 1,9 тысячи локомотивов. Но из них не нуждающихся в контактной сети магистральных тепловозов лишь 301. Иными словами — в пять раз меньше, чем электровозов.
Однако почему «считалось»? Да потому, что вряд ли даже самое высокое начальство «Укрзалізницы» и в то время досконально знало: сколько и каких украинских локомотивов в каждый конкретный день были в состоянии тягать за собою вагоны, платформы или топливные цистерны. Просто потому, что почти все местные электровозы и тепловозы в действительности давно превратились в откровенный металлолом.
Об этом депутатам Верховной Рады ещё в октябре 2020 года откровенно заявил председатель правления украинской государственной железнодорожной компании «Укрзалізниця» Владимир Жмак. По его словам, уже тогда его компания была «разрушена полностью». А 95 процентов наличных локомотивов на балансе компании числились исключительно для проформы. Поскольку на самом деле были непригодны к работе.
Что касается именно спасительных, вроде бы, сегодня для Украины магистральных тепловозов, то еще два года назад, со слов Жмака, в как бы эксплуатации из них находились только 202 единицы. А в бесконечных ремонтах и на техническом обслуживании 393.
С той поры, да еще под нескончаемыми ракетными ударами, ситуация на железных дорогах для Киева точно не улучшилась. Скорее — наоборот. Это несмотря на то, что в 2018 году украинские власти договорились с американцами о срочной закупке 30 новых тепловозов производства компании «General Electric». Произведенных, правда, в Казахстане по лицензии штатовской GE на заводе компании АО «Локомотив құрастыру зауыты». Зато Киевом немедленно пафосно переименованных в «Тризубы».
При этом, как обычно на Украине, не обошлось без коррупционного скандала. Потому что «Укрзалізнице» каждая такая машина обошлась в 4,7 миллиона долларов. А соседней Молдавии, тоже прикупившей точно там же и точно такие же локомотивы в количестве 12 штук — почему то «всего» в 4,2 миллиона. Еще скромнее за ту же продукцию чуть ранее раскошелилась Индия — по 2,5 миллиона за аналог украинского «Тризуба».
Ну, да ладно. Хотя про 12 «молдавских» тепловозов предлагаю запомнить. Пригодится в дальнейших рассуждениях.
Так вот, очень похоже, что главным образом разработанные американцами, а изготовленные Казахстаном украинские «Тризубы» только и в состоянии нынче хоть что-то по обесточенным железным дорогам протащить от своей западной границы в центральные или восточные области Украины. Если, конечно, на этом пути не угодят под «Калибры» или «Искандеры. А возможности пополнения локомотивного парка у Киева сильно ограничены.
Все дело в стандарте рельсовой колеи, доставшейся украинцам даже не от СССР, а еще от царской России. На Украине, как и на всем постсоветском пространстве, ширина пространства между рельсами повсюду 1524 мм. А в Евросоюзе — 1435 мм. Именно поэтому Киеву помощи от Запада в таком деле ожидать не приходится. Вагоны и платформы на новые тележки на границе переставлять можно. Хотя долго и хлопотно. Электровозы и тепловозы — никак.
Казалось бы, можно снова обратиться к Казахстану, который давно поставил производство бывших американских тепловозов на поток, причем — для вполне постсоветской колеи. Так даже если Астана и отнеслась бы благосклонно к такой просьбе — как тех кандидатов в «Тризубы» доставить на Украину? Все морские порты блокированы или заняты российскими войсками.
Подозреваю, что вместе с Вашингтоном Киев попытается надавить на молдаван. Цель — отобрать, купить, принять в дар (да хоть конфисковать!) те самые 12 тепловозов, изготовленных заводом компании АО «Локомотив құрастыру зауыты» по американским лекалам. Проблем с железнодорожным транзитом это решить не может. Но хоть какое-то облегчение.
В общем, давным-давно задуманный и введенный русским царем стандарт строительства отечественных железных дорог для сегодняшней Украины обернулся подлинным родовым проклятием. Который грозит обернуться военным поражением.
А что по поводу фактического паралича своих железных дорог сегодня думают в Киеве? Там, как, как водится, свирепо вращают глазами. И сыплют ужасные проклятия Москве.
Как, например, известный борец с «русским миром», экс-замглавы МВД Украины Антон Геращенко. На днях он заявил (откровенный мат бывшего чиновника вынужденно пропускаем): «Цель русских … — уничтожить электрическую тягу на магистралях, связывающих ЕС с Центральной Украиной, чтобы снизить пропускную способность по подвозу топлива, продовольствия и вооружения. Но ничего у них не выйдет! Не будет электротяги, повезём на тепловозах или на грузовиках. В крайнем случае, как в те времена, когда казаки били москалей — повезём снаряды на волах, но выкинем из Украины (этих нехороших людей — „СП“)».
Если отбросить словесную шелуху экс-министра про москалей и казаков, что их некогда били, — по сути все верно. Как раз на волах скоро и повезете дары Запада, пан Геращенко! В погонщики сами встанете? Или останетесь в тоске и печали бродить по Крещатику?
Военное обозрение
Раскрыта необычная причина снижения боеготовности армии США
«Брехня»: экс-главком ЧФ о непричастности США к уничтожению крейсера «Москва»
СМИ: крейсер «Москва» подбила Украина, США помогали
Депутат Красов: для введения военного положения в РФ нет оснований
Все материалы по теме (4139)