Анатолий Сердюков скоро потрясет Россию новым истребителем

510

Анатолий Сердюков скоро потрясет Россию новым истребителем

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) сообщает, что в России идут работы по созданию перспективной авиационной платформы, которая относится к оперативно-тактической авиации. Речь идет о легком многоцелевом фронтовом самолете — ЛМФС.

Заказ на первый этап работ по аэродинамическим расчетам на сумму в 4 млн. рублей размещен на портале государственных закупок. В роли исполнителя выступает российская самолетостроительная корпорация «МиГ».

Предполагается, что на базе ЛМФС будет создано несколько самолетов, отличающихся функциональностью, но имеющих одинаковые базовые характеристики. О времени окончания проекта ничего не известно, вероятно, даже в РСК «МиГ».

Эксперты, как водится, уже высказали свои мнения о том, что же в результате может получиться. Вот эти прогнозы: легкий фронтовой истребитель, учебно-боевой самолет, штурмовик взамен Су-25.

С этой концепцией не согласен главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. Он считает, что самолет должен быть однодвигательным. И в «весовом» положении занимать место где-то посередине между средним многоцелевым истребителем МиГ-35 и учебно-боевым самолетом Як-130.

Вопросов к этому проекту очень много. И главный предельно прост — а зачем все это затевается? Надо ли это ВВС? Или же только для того, чтобы поддержать переживающую не лучшие времена компанию «МиГ»?

Какие существуют типы самолетов фронтовой авиации и какие из них сейчас используются в ВВС США и европейских стран НАТО? Истребители легкие и тяжелые, бомбардировщики, штурмовики, разведчики, перехватчики, учебно-тренировочные и учебно-боевые самолеты. Но, теперь, когда вовсю эксплуатируются многоцелевые самолеты, в одной машине совмещено несколько функций. Так, уже не существует фронтовых разведчиков, есть только стратегические с большим радиусом действия. Отпала надобность и в чистых перехватчиках. Также в наш перечень необходимо внести палубные самолеты, эксплуатирующиеся на авианосцах и больших десантных кораблях.

В ВВС европейцев используются, как правило, 4−5 типов самолетов. Легкие истребители F-16, тяжелые истребители-бомбардировщики F-15 и какой-либо из европейских истребителей — «Торнадо», «Рафаль», «Грипин». Ну, конечно, у кого-то остались не до конца еще снятые с вооружения «Тайфуны» или даже «Тайгеры». А также 2−3 учебных самолета, тренировочных или боевых. У Великобритании и Франции на авианосцах эксплуатируются палубные самолеты — F-36C и морская модификация «Рафаля». Итого получается 5−6 различных самолетов. Ну, а ВВС Великобритании обходится тремя боевыми самолетами, правда, есть еще 4 различных тренировочных.

У США их больше. Легкий истребитель F-16, тяжелый F-15, тяжелый многоцелевой F-22, истребитель-бомбардировщик F-35, штурмовик A-10. Есть 7 различных учебно-тренировочных самолетов. Но реально в подготовке пилотов фронтовой авиации используется лишь два из них — Raytheon T-6 Texan II и Northrop T-38 Talon. На авианосцах и БДК используют истребитель-штурмовик F/A-18, а также две палубные модификации F-35. В сумме получается 8 различных самолетов.

ВВС России: легкие истребители МиГ-29, МиГ-35, тяжелые истребители и истребители-бомбардировщики Су-27, Су-30, Су-34, Су-35, Су-57, Су-24, штурмовик Су-25, истребитель-перехватчик МиГ-31, учебно-боевые Як-130, L-39, палубные истребители МиГ-29К/КУБ и Су-33. Итого: 14 самолетов.

И даже если учесть, что МиГ-29, Су-27 и L-39 в обозримом будущем будут выведены из состава ВВС, то получается слишком много. Большое количество различных машин ложится значительной нагрузкой и на подготовку пилотов, и на производство самолетов, и на их ремонт, и на летную эксплуатацию. При этом не просматривается каких-то ощутимых преимуществ от того, что якобы один самолет лучше решает какую-то конкретную задачу, чем другой, несколько от него отличный. Это довольно странные соображения сейчас, когда, начиная с четвертого поколения истребителей, одним из основных требований к ним является многофункциональность.

И это отчетливо просматривается, например, в истребителе-бомбардировщике Су-34. Он создан на базе «воздушного акробата» Су-27. И поэтому способен постоять за себя при встрече с истребителями противника. Именно поэтому на боевое задание по нанесению ракетно-бомбовых ударов по наземным целям Су-34 вылетают без сопровождения истребительной авиации.

Кстати, высказываемые экспертами соображения относительно того, что на базе ЛМФС хорошо бы построить штурмовик взамен Су-25, конечно, не лишены логики. Поскольку это будет «дешево и сердито». Однако замена для Су-25 уже практически есть. Это все тот же Су-34. Дело в том, что этот самолет при бомбометании также снижается до высоты, которая может быть опасной с точки зрения поражения огнем с земли как из ПЗРК, и из автоматического стрелкового оружия. Поэтому самолет имеет серьезную броню, титановые пластины толще, чем в Су-25. Необходимо лишь частично доработать авионику и можно будет пускать Су-34 на неприятельские позиции или в гущу танкового сражения.

Однако при изучении парка отечественной фронтовой авиации очевидна явная диспропорция между тяжелыми самолетами и легкими, которые представлены лишь готовящимися сойти со сцены МиГ-29 и МиГ-35, которые, как выяснилось, Министерству обороны абсолютно не нужны. Министерство обороны подписало контракт с РСК «МиГ» на поставку до 2023 года 6 (шести!) самолетов.

Самолет прекрасный, относящийся к поколению 4++. Способен решать множество боевых задач. Оснащен новейшей авионикой, включая РЛС с АФАР. Появились публикации на Западе, в которых оцениваются шансы МиГ-35 при встрече с F-35, и они достаточно велики не только для того, чтобы уцелеть, но и выиграть воздушный бой.

Однако МиГ-35 стоит дорого, как считаем Министерство обороны, — 45 млн. долларов. Именно поэтому от него и решили отказаться, заявив, что у этого истребителя прекрасный экспортный потенциал. В общем, пусть платит заграница, начиная с Индии, где, вероятно, когда-нибудь завершится авиационный тендер и МиГ-35, возможно, его выиграет.

Так вот, проект ЛМФС представляется попыткой получить легкий самолет, который в первую очередь стоил бы дешево. Поскольку наступили тяжелые финансовые времена. И неизвестно, когда они закончатся. А уж все остальные его качества, то есть тактико-технические характеристики, — это, как говорится, по остаточному принципу.

Если бы авторов проекта в первую очередь интересовали боевые качества платформы, то следовало бы взять МиГ-35 и получить на его базе и легкий штурмовик, и истребитель-бомбардировщик, и еще что-то. При этом стоимость можно было бы уменьшить за счет некоторого упрощения авионики. А еще, как всем прекрасно известно, стоимость самолета зависит от серийности его производства. Разумеется, если выпустить шесть машин, как и запланировало Минобороны, то каждая будет стоить безумно дорого. Потому что в цену будет включены и затраты на разработку.

То есть получилась ситуация, когда жареный петух клюнул. 30 лет направление легких истребителей не просто держали в черном теле, а уничтожали. И совершенно непонятно, как миговцы смогли сделать прекрасный самолет.

В результате, когда все страны обзаведутся одним, а то и двумя истребителями пятого поколения, подоспеет ЛМФС явно не пятого поколения. Потому что это слишком дорогое удовольствие.

И как платформа для разнообразных машин он тоже не подойдет. О возможности придать функции штурмовика самолету Су-34 мы уже сказали. Но есть и еще один проект — по модернизации УБС Як-130 с целью получения легкого штурмовика.

Как УБС или УТС он тоже будет не нужен. Потому что Як-130 — это уникальный в своем классе самолет, обладающий способностью имитировать летные характеристики самых разнообразных самолетов, в том числе натовских. Да, он дозвуковой. Но именно на дозвуковых скоростях отрабатывается 90% учебной программы. Зачем нам два УБС, если второй будет вряд ли лучше первого?

И останется у него одна функция — легкого истребителя, способного сражаться с заведомо более слабым противником. То есть с террористами. Но у террористов нет авиации. Остается одна функция — наносить бомбовые удары.

Вот только абсолютно непонятно, почему, как следует из сообщения ОАК, у этого самолета должны быть два двигателя. Прав Виктор Мураховский, такая машина должна довольствоваться одним двигателем.

В то же время, как в основном вещают источники в ВПК, РСК «МиГ» приступил к решению абсолютно противоположного проекта, который называется Перспективный авиационный комплекс Дальнего перехвата (ПАК ДП). И времени, и денег на его реализацию должно потратиться существенно больше, чем на Су-57. Потому что этот самолет, уже получивший название МиГ-41, должен относиться почти к шестому поколению.

Он должен быть и невидимкой, и иметь беспилотную модификацию, и обладать гигантским радиусом действия, и выходить в ближний космос. И скорость должна быть окологиперзвуковая — 4,0−4,3 М, что потребует создания материалов, никогда в авиации не применявшихся. Об этих чудесах в конце прошлого года рассказывал генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко.

Однако в феврале этого года ситуация поменялась. Было принято решение об объединении компаний МиГ и Сухой в Дивизион военной авиации ОАК, входящей в корпорацию Ростех. Директором назначен Тарасенко. Планы и проекты начали перетряхивать. Ну, а в связи с пикированием экономики, о МиГ-41, несомненно, забыли.

Из этого следует, что легким перспективным истребителем займутся уже обе сливаемые компании, которые раньше делали прекрасную авиационную технику. Но в этот процесс вмешался Анатолий Сердюков, который в 2019 году занял пост главы ОАК. Ну, а там где Сердюков, там реорганизация, оптимизация и реформация.