Агентство Bloomberg опубликовало мнение исполнительного директора Eurasia Group Мазиара Минови о высокой вероятности начала войны между США и Ираном уже в этом году. По мнению Минови, вероятность такого развития событий достигла 40% и является крайне опасной.
Но, к несчастью, это не единственная потенциальная «горячая точка» на планете. В целом, уровень военных угроз по всему миру в этом году достиг исторического максимума в нынешнем веке. К такому выводу пришел Центр превентивных действий (Center for Preventive Action) американского Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations, или CFR). Специалисты CFR опросили 500 наиболее авторитетных экспертов по внешней политике и пришли к выводу, что из 30 «тлеющих» конфликтов 28 могут в считанные месяцы разгореться до «горячей» фазы.
Уже гремят артиллерийские залпы на границе Азербайджана и Армении. В Ливии Египет готов атаковать Турцию. Мир только что стал свидетелем ожесточенного противостояния между индийскими и китайскими пограничными войсками в Восточном Ладакхе. США практически открыто готовятся к оккупации Венесуэлы. В Сальвадоре, Гватемале и Гондурасе резко ухудшилась ситуация с региональной безопасностью. Украинский президент Зеленский угрожает Донбассу вооруженной расправой. Очень горячо в Кашмире. Эксперты CFR ничего хорошего не ждут от отношений между США и КНР в Южно-Китайском море.
Этот список потенциальных военных конфликтов пополняется. Как следствие — вместе с ним растет и глобальная потребность в оружии. Прежде всего — в боевых самолетах. По данным исследовательского портала Mordor Intelligence, взлетевший спрос на истребители вызван эскалацией напряженности в мире и модернизацией многих национальных ВВС, долгие годы откладывавших закупки новой техники.
Если в 2015 году предполагалось, что мировой авиационный рынок военных самолетов до 2025 года вырастет с $ 61.2 млрд до $ 87,5 млрд, то сегодня эксперты пересматривают цифры в сторону резкого увеличения. Что касается многоцелевых истребителей, то здесь вообще настоящий бум, несмотря на их дороговизну.
Лидером по продажам истребителей остается Америка. Но ее самолеты падают слишком часто, хотя стоят запредельно дорого. Так, за последние два месяца в ВВС США случились семь катастроф с F-15 и F/A-18 Fs, а также — с новейшим F-35. Результаты расследований еще не опубликованы. Но наблюдается нарастающий тренд опасных воздушных инцидентов в ВВС и ВМС Соединенных Штатов.
Все чаще заокеанские газеты в авиакатастрофах винят аппаратные сбои, «глюки» в программном обеспечении или другие технические проблемы штатовских истребителей. Военные держат язык за зубами.
Конечно, речь идет о сложной технике с высоким риском отказов. Но ведь и авиапромышленность США объясняет фантастическую стоимость своей продукции заоблачными якобы тратами на надежность и безопасность.
Так, ценник самого дешевого американского истребителя F-16 «Боевой сокол» составляет $ 45 млн, что, вроде бы, сравнительно недорого. Но общая стоимость самолета в общем пакете сделки с вооружением, запасными частями, боеприпасами и прочими необходимыми прибамбасами достигает уже $ 194 млн. (во всяком случае, так в контракте от 2010 года с Иорданией). Эти самолеты оказались настолько дорогими в обслуживании, что Амман скоро продал их Исламабаду.
Конечно, можно купить истребители и дешевле, но в ущерб их боевым возможностям. Совсем недавно правительство США одобрило продажу в Марокко 25 новых F-16 на $ 3,2 млрд. То есть — по $ 152 млн за машину, но с крайне скупым набором боеприпасов и без наземного оборудования. Рабат перечислит американцам еще $ 1,0 млрд за модернизацию 23 стареньких «Соколов» и систем управления полетами. Как ни крути, получаются просто сумасшедшие деньги.
Но и это, как говорится, по-божески. Французский истребитель Rafale обошелся Эмиратам, в конечном счете, в $ 225 млн. И это не предел ценового безумия. Канада и Израиль заплатили за «голый» F-35 по $ 146 млн. Теперь смело умножайте на три, чтобы «невидимка» смогла выполнять боевые задачи. Считай — по полмиллиарда «баксов» за проблемный даже по американским меркам истребитель.
Поэтому Эрдоган, наверное, прыгал от радости до потолка, когда янки ему отказали в продаже этих самых F-35. Нищающей Турции такие траты неподъемны. Тем более, что и у нее есть варианты получше и подешевле.
Для сравнения: согласно американским источникам, каждый российский Су-30, выставленный на международных рынках по цене $ 50 млн, достался Индии в 2017 году со всей «нагрузкой» за $ 76,6 млн. По тем же каналам янки сообщили своим читателям, что наш МиГ-29 (по кодификации НАТО «Точка опоры») обошелся Бирме в смешные $ 28,5 млн с приличным набором вооружения и боеприпасов. Египет заплатил чуть больше — 35 миллионов «баксов» за одну «Точку опоры», но получил максимум по комплектации. То есть — в пять раз дешевле, чем за F-16 при схожих боевыми возможностями.
Теперь все чаще в глобальном медиапространстве слышатся восторженные голоса о новейшем российском МиГ-35 (по кодификации НАТО «Точка опоры F») поколения 4++. Так, штатовское издание Military Watch пишет: «Самолет может похвастаться широким спектром продвинутых функций, в том числе трехмерными двигателями векторизации тяги — первыми на истребителях своего весового диапазона — а также первым носовым РЛС с активной фазированной антенной решеткой».
Да, МиГ-35 — это модернизация знаменитого МиГ-29, но очень глубокая. Что делает его практически новой машиной. Самолет с двигателями РД-33МКВ со всеракурсным отклонением вектора тяги и с другими инновационными наворотами, включая РЛС «Жук», тянет на поколение между 4++ и 5-. При этом цена — в пределах $ 50 млн является очень привлекательной и доступной даже для небогатых стран.
В любом случае МиГ-35 превосходит F-16. Хотя бы потому, что максимальная взлетная масса штатовского «Сокола» составляет 24 тонны против почти 30 тонн у нашей «Точки опоры F». И это — при одинаковом боевом радиусе, до 1000 км.
Совсем недавно истребителю МиГ-35 исполнился один год. Однако практически все страны, уже имеющие в своих ВВС «МиГи», заявили о реальном интересе к приобретению новых машин из России. В этой связи Military Watch прогнозирует скорое частие нового истребителя в боевых действиях в Сирии, что было бы логично с точки зрения его популяризации. Покупателям важно не только ориентироваться на «бумажные» характеристики, но и знать все о «детских болячках» самолета. Те, как правило, проявляются в реальных боевых условиях.
Если «тридцать пятый» окажется таким же стойким «оловянным солдатиком», как и предшествующий ему «двадцать девятый», то за ним точно в мире выстроится очередь. В этом плане МиГ-35 переигрывает даже Су-57. Как по завершенности проекта, так и по цене.
Здесь, однако, следует учитывать текущие реальности глобального рынка оружия. Сегодня импортеры военных самолетов вынуждены учитывать свои внутренние обязательства. Теперь покупка истребителей — это всегда трудный выбор между социальными программами и оборонными заказами.
В этом плане МиГ-35 по непревзойденному соотношению цены и боевых возможностей может на ближайшие годы стать экспортной фишкой нашего авиапрома. Главное здесь — не проиграть в мелочах. Американцы по-прежнему хотят кушать много и вкусно. Ради этого они готовы на любые «уловки Сатаны». Лишь бы и дальше продавать свои отнюдь не плохие истребители, но — по сумасшедшим ценам.
Военное обозрение
На границе Армении и Азербайджана возобновились бои
В The National Interest раскрыли, какой самолет в Крыму станет проблемой для военных США
Столкновения на границе Армении и Азербайджана возобновились
Трое военных погибли при столкновении на границе Армении и Азербайджана
Все материалы по теме (2572)