Воды Гвинейского залива в буквальном смысле слова кишат пиратами. И это не голословное заявление — Центр отслеживания пиратства (IMB) приводит статистику нападений на суда, которая за последнее время увеличилась в два раза. В 2020 году здесь случилось 84 морских атаки, в нынешнем, хотя итог ещё не «подбиты», их может быть даже больше. Поэтому нынешняя попытка захвата пиратами контейнеровоза «Люсия», следовавшего под панамским флагом, не вызвала удивления. Как не вызвал удивления тот факт, что отбить судно помогли именно российские моряки.
Сейчас в Гвинейском заливе действует отряд кораблей и судов Северного флота ВМФ РФ, который обеспечивает безопасность гражданского мореплавания, проводя с помощью палубной авиации мониторинг надводной обстановку, а также проводку самих судов. В его составе спасательное буксирное судно «Алтай», средний морской танкер «Академик Пашин» и большой противолодочный корабль (БПК) «Вице-адмирал Кулаков». Вот именно последний и принял участие в спасательной операции контейнеровоза «Люсия», в составе экипажа которого было 20 украинских моряков, россиянин и румын.
Получив сообщение от Международного бюро противопиратской деятельности о захвате судна, командир боевого отряда североморцев капитан 1-го ранга Станислав Варик принял решение идти на выручку. С учётом того, что расстояние составляло более 80 километров (БПК «Вице-адмирал Кулаков» преодолел его за 2,5 часа) к контейнеровозу оперативно вылетел вертолёт К-27ПС. Одно лишь его появление из стены дождя — в районе был сильнейший тропический ливень, повергло пиратов в состояние паники. Они предпочли ретироваться — их быстроходная лодка, активно маневрируя, стремительно удалилась.
Впрочем, часть пиратов могла оставаться на борту «Люсии», поэтому когда «Кулаков» приблизился к судну на 300 метров, с него были спущены быстроходные лодки с группами (штурмовой и прикрытия) из состава группы антитеррористической деятельности в которую входят морские пехотинцы. В воздух для огневой поддержки был поднят и вертолёт. Операция прошла чётко и слаженно, контейнеровоз тщательно досмотрели, экипаж, запершийся для безопасности в трюмном помещении, оказался на свободе. Понятно, что радости моряков не было предела, да и отблагодарить спасителей они могли на хорошо знакомом языке.
К слову, с 2019 года боевые корабли ВМФ в каждом походе сопровождает подразделение морской пехоты, которое прозвали «абордажные группы». Привлекали «черные береты» для антипиратской деятельности и прежде — при нахождении кораблей в непосредственной близости к зонам военных конфликтов на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и Африке. Готовят специалистов морского антитеррора на базе Учебного центра морской пехоты в Санкт-Петербурге — в процесс обучения входит не только боевая подготовка (в том числе ведение огня из различных видов стрелкового вооружения в ограниченном пространстве), но также техническая и юридическая. Во время стоянок в портах эти группы (их численность на борту зависит от класса корабля или судна ВМФ) занимаются противодиверсионной и противоводолазной работой. Однако основная работа — антипиратская.
Это только в детской песенке невинно поётся: «Мы веселые пираты, корабли мы грабить рады. Никого мы не боимся, с кем угодно мы сразимся. Флаг пиратский развернём, золотишко заберём». Современные пираты стали серьезной угрозой морскому судоходству и на своем «бизнесе» зарабатывают десятки миллионов долларов. Кажется, что остановить их невозможно — уж больно шустрые и ловкие, а на гражданских судах нельзя иметь огнестрельное оружие. Возможно — было бы желание.
Вот ещё не так давно у всех на слуху были сомалийские пираты, которые вольготно себя чувствовали в Аденском заливе и в водах вблизи Африканского рога. За десяток лет там было захвачено более 200 судов. Сейчас — тишина, в сообщениях о разбойных захватах судов Аденский залив как-то перестал фигурировать. Теперь эпицентр «пиратской вольницы» сместился на Западное побережье Африки, в частности в Гвинейский залив, где и попытались сейчас захватить контейнеровоз «Люсия». Можно предположить, что сомалийские пираты сменили «прописку» и перебрались в более «жирный» уголок Мирового океана, став нигерийскими пиратами.
Из Аденского залива «веселых ребят» буквально выдавили силой — в результате антипиратской операции «Аталанта», в которой к концу 2009 года было задействовано несколько десятков кораблей из 16 стран мира, в том числе и России. Тогда были достигнуты и первые успехи — корабль ВМС Индии уничтожил крупное пиратское судно-базу, ВМС Великобритании захватили и передали нескольких подозреваемых в пиратстве сомалийцев властям Кении. «Обознавшихся» в темноте пиратов, которые приняли военный корабль-заправщик ВМС Франции за гражданский сухогруз, тоже постигло глубокое разочарование.
Но основным фактором снижения пиратской активности стало появление в регионе российских боевых кораблей. Помимо постоянной проводки танкеров и сухогрузов в опасных водах, российские моряки запомнились и своими решительными, а порой и жесткими мерами противодействия сомалийским пиратам. На рею, надо полагать, не вздергивали, но огонь на поражение применялся регулярно, что, правда, особо не афишировалось перед глазами толерантных западных коллег.
Резонансной стала операция по освобождению танкера «Московский университет» следовавший под либерийским флагом, но с российским экипажем на борту в Аденском заливе 6 мая 2010 года. Накануне нефтеналивное судно подверглось нападению пиратов на удалении в 500 морских миль (930 км) от побережья Сомали в нейтральных водах. На выручку пришел российский БПК «Маршал Шапошников», который получил сигнал о помощи.
За дело взялись военные моряки и морская пехота. Когда вылетевший на разведку вертолёт Ка-26 был обстрелян пиратами, по ним был открыт ответный пулемётный огонь — лётчики знали, что экипаж находится в укрытии. Утром на штурм пошли скоростные надувные лодки и спецназ после небольшой перестрелки взял судно под контроль и обезоружил пиратов. Вся операция заняла менее получаса.
Судьба пиратов была печальна — до сомалийского берега никто из них так и не добрался. По версии Минобороны РФ они были отпущены — высажены в надувную лодку с небольшим запасом воды и продовольствия, но без средств связи и навигации. Вероятно, что не смогли добраться до побережья и утонули в море. По другой версии, уже сомалийской стороны, которую озвучил неназванный представитель пиратов, они были расстреляны, а их плавсредства потоплены. Впрочем, мирового скандала не последовало — остановились на российской версии.
Более «гуманными» можно признать действия другого российского БПК — «Адмирал Пантелеев», выполнявшего миссию по борьбе с пиратами у берегов Сомали. Задержав судно с «Весёлым Роджером», которое пыталось накануне захватить российский танкер «NS Commander», и убедившись по наличию оружия, штурмовым лестницам, большому количеству стреляных гильз на палубе в пиратской принадлежности посудины, её попросту взорвали. Самих пиратов, среди которых был один раненый в ягодицы (знали куда целить), передали местным властям. «Адмирал Пантелеев», к слову, не раз задерживал разбойничьи суда, в том числе при помощи вертолета, с которого высаживалась досмотровая группа. Посудины уничтожались на месте — в назидание другим.
Кенийские пираты в Гвинейском заливе сейчас не случайно повернули оглобли при появлении российского вертолёта над захваченным судном. Знали, что следом придёт боевой корабль, а такая встреча в их планы явно не входила. Да и вооружения Ка-27ПС, не смотря на то, что это поисково-спасательный вертолёт, хватило бы, чтобы пустить пиратскую посудину ко дну.
Чрезвычайные ситуации
В Китае прогремел сильный взрыв на химическом заводе
СМИ: в Улан-Удэ прогремел взрыв в жилом доме
Под Хабаровском двое братьев погибли, провалившись под лед
Капитан рассказал, как украинцы бросились обнимать российских морпехов
Все материалы по теме (6863)