Теракт в аэропорту Кабула: Следующей целью боевиков станут самолёты — Статьи — Армии и войны — Свободная Пресса

0
34

Теракт в аэропорту Кабула: Следующей целью боевиков станут самолёты - Статьи - Армии и войны - Свободная Пресса

Подобное не могло не случиться — два взрыва, осуществленных смертником и посредством заминированного автомобиля в аэропорту Кабула, в результате которых погибли более 100 человек, в том числе 13 американских военнослужащих (об этом сообщило издание The Wall Street Journal), и обстрел самолёта ВВС Италии при взлёте. Это уже привычные методы джихадистов, которые террор проповедуют как религию и используют его по всему миру.

Афганистан, где концентрация исламистов разного толка просто зашкаливает, не стал исключением. И теракты здесь, в том числе с обстрелом самолётов, могут продолжиться — над Кабулом небезопасная зона для полётов.

Талибы, пришедшие к власти в Афганистане, от произошедших терактов, приведших к массовой гибели людей, открещиваются — радикальное движение «Талибан» * (запрещённая в РФ террористическая организация) решительно осудило произошедшее и пообещало привлечь виновных к ответственности.

Для талибов, скорее всего, подобный акт устрашения сейчас и не нужен, из озвученных первоочередных целей — вывод всех иностранных воинских контингентов, а теракты могут спровоцировать удары авиации западной коалиции по их базам. В Афганистане существует и другая мощная структура, которая также претендует на установление своего господства — это «Исламское государство» * (также запрещена в РФ).

Игиловцы в множественном количестве не просто перетекли сюда из Сирии, они здесь обосновались. К тому же ИГ имеет на вооружении неплохой арсенал. И если в отличие от талибов они не получили в качестве трофеев от афганской правительственной армии авиацию, то имеют средства чтобы сбивать самолёты. В прицеле их ПЗРК да и крупнокалиберных пулемётов окажутся в первую очередь воздушные суда, которые эвакуируют иностранцев и афганских беженцев. Кабульский аэропорт в этом плане — идеальный воздушный «тир».

Международный аэропорт Кабул имени Хамида Карзая нельзя назвать высокогорным, однако он с трёх сторон окружён горами. В чём-то схож по географии с аэропортом Алма-Аты, который также расположен в предгорье и имеет свои особенности взлёта и посадки. Вот только в Афганистане, в отличие от Казахстана, ещё и стреляют с этих самых гор, поэтому охране аэропорта уделяется большое внимание, а уж тем более аэродрома и его окрестностей, откуда можно вести обстрел самолётов.

Сейчас талибы установили зенитные установки вблизи ВВП — как знак авиации НАТО, которая должна перестать здесь летать после 31 августа. Впрочем, удобнее поражать воздушные цели именно с соседствующих гор, когда самолёт заходит на посадку или садится.

Во времена присутствия в Афганистане ограниченного контингента советских войск (1979−1989 года) на кабульском аэродроме была особая тактика для военно-транспортной авиации. Самолёты поднимались в небо по спирали, набирая высоту более пяти километров, стараясь не приближаться к горам, чтобы не попасть в зону поражения переносных зенитно-ракетных комплексов.

У моджахедов (душманов) имелись на вооружении ПЗРК американского производства «Стингер» (было поставлено через Пакистан порядка 4000 ракет и неизвестное количество пусковых установок) с высотой поражения цели до 3 800 метров. Устраивая засады на самолёты в горах, моджахеды поражали воздушные цели на больших высотах.

Кабульский аэродром охранялся заставами в горах, расположенных по всему круговому периметру афганской столицы на удалении до 50 километров. В их задачу, помимо пресечения проникновения душманов, входило и предотвращение обстрелов самолётов. При приближению к Кабулу или взлёту с него «важного» воздушного лайнера — рейсового самолёта из Москвы (Ил-62, Ту-154) или самолёта ВТА Ил-76 — командиры застав получали команду на его прикрытие. Открывался предупредительный огонь по всем возможным местам появления моджахедов с ПЗРК или крупнокалиберными пулемётами ДШК. Ну и огонь на поражение в случае обнаружения противника.

Осуществлялось прикрытие и непосредственно самого аэродрома с воздуха. При посадке или взлёте больших самолётов в небо поднимались 4 вертолёта Ми-24 из состава 50-го сводного авиационного полка. Они выстраивались в круг и контролировали зону на удалении в 3−5 километров от ВПП, отстреливая тепловые ловушки, чтобы отвлечь внимание ракет ПЗРК от беззащитных самолётов, заодно вертолётчики визуально контролировали окрестности аэродрома. Была такая верная примета — если закружили «крокодилы», то скоро прилетит литерный борт и тем, кому лететь домой в Союз, можно выдвигаться к взлётно-посадочной полосе.

Несмотря на подобные меры безопасности, за время афганской войны по официальным данным было сбито 118 самолётов военно-транспортной, истребительной и штурмовой авиации. Не все, конечно, были поражены огнём ПЗРК и ДШК именно в Кабуле, к тому же часть из них потерпела крушение по иным причинам. Но и в небе над столицей Афганистана случались потери самолётов.

Так 27 октября 1984 года здесь был сбит при заходе на посадку из ПЗРК «Стрела-2» самолёт ВТА Ил-76. В ноябре 1986-го — при взлёте завалили Ан-12, в том же году под огонь ПЗРК попали сразу два штурмовика Су-25, а спустя несколько дней — Ан-26, в который попали сразу две ракеты. «Стингеры» моджахеды получили именно в 1986 году, что привело к наибольшим потерям советских самолётов и вертолётов. Тогда же были приняты усиленные меры безопасности, в том числе и подъём по спирали с кабульского аэродрома.

Кабул регулярно обстреливали и неуправляемыми ракетами («нурсами») с земли, в том числе и аэродром. Самым трагичным стал день 23 июня 1988 года, когда во время ракетного обстрела было уничтожено 8 Су-25 из состава 378-го отдельного штурмового авиационного полка. Часть из них были поражены «нурсами», остальные, стоящие близко друг от друга на открытой местности, загорелись от взрывов боеприпасов на соседних самолётах.

Сейчас американцам и их союзникам в Кабуле подобный опыт советской боевой авиации нужно было бы принять во внимание. Впрочем, защиту аэродрома с земли они уже обеспечить не в состоянии. А огонь на поражение самолётов могут открыть как игиловцы, так и талибы, причём не только с соседних гор, но и едва ли не с территории самого аэропорта, который ими практически полностью контролируется. К слову, можно вспомнить, что советские войска кабульскую авиабазу оставили раньше, чем из столицы Афганистана ушли части Сухопутных войск.