Русский «Спрут» и колеса: «Абрамсы» и «Леопарды» попадут под серьезную пушку — Статьи — Армии и войны — Свободная Пресса

0
10

Русский «Спрут» и колеса: «Абрамсы» и «Леопарды» попадут под серьезную пушку - Статьи - Армии и войны - Свободная Пресса

Холдинг «Высокоточные комплексы», входящий в госкорпорацию «Ростех», рассматривает возможность разработки легкого плавающего танка на колёсной платформе. При этом танк будет оснащен гладкоствольной пушкой калибра 125 мм. Об этих планах сообщил РИА «Новости» заместитель главного конструктора Волгоградского тракторного завода (входит в «Высокоточные комплексы») Владимир Будаев.

Но это будет не оригинальная разработка. Предполагается разместить на колесной базе уже существующее боевое отделение авиадесантируемой противотанковой пушки 2С25М «Спрут-СДМ1». Машина при этом должна быть плавающей.

Если с боевым отделением вопрос решенный, то колесное шасси предстоит еще выбрать. «На какую конкретно колесную базу будем ставить модуль — вопрос открытый, так как сегодня в Российской Федерации есть много удачных колесных шасси, и тут все зависит от финального назначения колесного танка, от того, в какие войска он должен будет пойти», — сказал Будаев.

Хотя скрестить колесное шасси и пушку калибра 125 мм будет совсем непросто. Дело в том, что конструкторам «Спрута» пришлось много поработать над тем, чтобы оснастить легкий танк, весящий всего 18 тонн, орудием, обладающим огневой мощью основных боевых танков — Т-72 и Т-90. Во всех аналогичных западных разработках калибр пушки не превышает 105 мм.

От установки на ствол дульного тормоза пришлось отказаться.

Во-первых, при стрельбе противотанковыми управляемыми ракетами выброс из него раскаленных пороховых газов мог привести к потере управления ракетой по лазерному лучу.

Во-вторых, возникающая при использовании тормоза дульная волна, направленная в стороны и назад, опасна для десанта, расположившегося на броне.

Нашли оптимальное двойное решение. Увеличили откат орудия до 760 миллиметров и ввели в конструкцию ходовой части механизм гидропневматической подвески шасси для поглощения импульса отдачи орудия. Получился так называемый двойной откат — орудийного ствола и самого танка после выстрела. На гусеничной платформе это сделать проще, чем на колесной.

Может возникнуть вполне естественный вопрос: зачем российской армии нужен еще один «Спрут»? Ведь в связи с климатическими и географическими особенностями России здесь более эффективна с точки зрения эксплуатации именно гусеничная бронетехника.

Будаев прояснил ситуацию — колесный танк, если, конечно, он будет разработан и запущен в серийное производство, будет предназначаться для экспорта в страны с иным климатом. Это, прежде всего, Ближний Восток, где гусеничная техника не столь популярна.

Колесные танки в сравнении с гусеничными обладают и преимуществами, и недостатками. Они более мобильны, обладают более высокой скоростью (до 120 км/ч) и маневренностью. Способны транспортироваться своим ходом, а не на платформах, прицепленных к тягачам. В то же время у них более низкая защищенность ходовой части.

Но дело в том, что и у «Спрута» защищенность тоже невелика, поскольку он создавался для ВДВ, то есть должен десантироваться со средних транспортных самолетов. Поэтому у него слабое бронирование — следствие борьбы конструкторов за снижение веса машины.

Несмотря на то, что «Спрут» официально называется самоходной противотанковой пушкой, это самый настоящий танк, хоть и легкий.

Дело в том, что базовая модификация 2С25 «Спрут-СД» была разработана в восьмидесятые годы в КБ Волгоградского тракторного завода при участии ЦНИИ Точмаш как танк. Но заказчиком было не ГБТУ (Главное бронетанковое управление), а ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление). И, соответственно, ГРАУ не могло присваивать создаваемой технике танковых индексов.

«Спрут-СД» успешно прошел госиспытания на полигоне 38-го НИИ в Кубинке. И в 1986 году было принято решение о его серийном производстве. Однако оно началось лишь через 19 лет. Дело в том, что парашютная система, при помощи которой должен был десантироваться «Спрут», была забракована во время ее испытаний. Началась разработка новой системы. Разразились 90-е годы, когда промышленность начала стремительно деградировать. Когда началось восстановление разрушенного в 90-е годы, решили испытать танк еще раз. И в конце концов его выпустили мизерной партией в 36 машин на Волгоградском тракторном заводе.

Производство остановили в связи с тем, что оборудование танка уже успело устареть. В связи с чем была проведена модернизация танка до уровня «Спрут-СДМ1». Соответственно, все эти достижения электроники, оптики и радиотехники будут автоматически перенесены на колесный танк.

В процессе модернизации существенным изменениям подверглось боевое отделение. «Спрут-СДМ1» был оснащен системой управления огнем. Введены комбинированные прицелы с телевизионным и тепловизионным каналами. Появился автомат сопровождения целей. Танк стал способен вести прицельный огонь в любое время суток. Также появилась возможность использовать программируемые взрыватели дистанционного подрыва. Это позволяет подрывать боеприпасы на любом участке их траектории, что повышает эффективность стрельбы.

Внедрены современные средства широкополосной цифровой связи, интегрированные в единую систему управления тактического звена. Это позволяет использовать танк в сетецентрических войнах.

Что же касается танкового орудия, то тут изменения были минимальными. «Спрут-СДМ1» по огневой мощи не уступает ОБТ Т-72 и Т-90. В нем применяется гладкоствольная пушка калибра 125 мм 2А75. И боеприпасы она использует те же самые что и в ОБТ — от осколочно-фугасных до подкалиберных бронебойных и тандемных кумулятивных. Пушка также используется для запуска противотанковых управляемых ракет.

Бронепробиваемость наиболее мощных боеприпасов достигает 770 мм под динамической защитой. Есть автомат заряжания, повышающий скорострельность и надежность стрельбы. Боекомплект — 40 снарядов. С пушкой спарен пулемет калибра 7,62 мм.

Надо сказать, что колесные танки, которые отличаются от БМП наличием пушки достаточно серьезного калибра, не столь и редкое явление в сухопутных войсках. Их производили и производят в США, Франции, Италии, Швейцарии, Канаде, КНР, Тайване, ЮАР… Все они имеют пушку калибра 105 мм.

США построили почти четыре с половиной тысячи машин Stryker различной специализации, включая и колесные танки. И при этом используют их в собственной армии, отказавшись от экспорта. В значительной степени это вызвано тем, что Штаты ведут постоянные «колониальные» войны в регионах, где использование колесных танков оправдано. И совсем другая стратегия у Франции — для собственных нужд она произвела 250 машин. Продала в 7 стран. Самый крупный покупатель — Саудовская Аравия — приобрел 380 машин.

Активно продают колесные танки в страны, в которых отсутствует танкостроительная отрасль, Италия (Centauro), КНР (VN1), Швейцария (Piranha). Причем Швейцария является чемпионом по внедрению своей машины в армии набольшего числа стран — продажи шли и продолжают идти в 22 страны.

Рынок оружия