Поможет ли сотня американских F-15 остановить истребители Путина — Свободная Пресса

0
7

Поможет ли сотня американских F-15 остановить истребители Путина - Свободная Пресса

Соединенные Штаты должны укрепить ВВС Украины и «довооружить» их американскими боевыми самолетами для возможной войны с Россией. Такую идею администрации Байдена подбросил эксперт аналитического центра при НАТО Atlantic Council*, старший научный сотрудник Исследовательского института внешней политики Стефан Бланк.

Список техники, которую он рекомендует передать «незалежной», включает, в частности, 100 тяжелых истребителей-бомбардировщиков F-15 последних модификаций, от 6 до 8 самолетов-разведчиков Е-2С-2000 Hawkeyes и от 8 до 12 топливозаправщиков KC-135R. Плюс к ним — интеллектуальные боеприпасы, крылатые ракеты, а также оборудование для разведки и наведения.

Бланка очень расстраивает, что в настоящее время ВВС Украины находятся в ослабленном состоянии, их сдерживающий потенциал ограничен, и этой слабостью Россия может воспользоваться.

Укрепление же украинских ВВС американскими самолетами станет, как он считает, сигналом, что американская администрация Байдена больше не будет мириться с российскими «проделками» в Восточной Европе. А также это якобы позволит «причинить Москве реальную боль, как в реальном стратегическом смысле, так и в плане длительной пропагандистской войны».

По мнению Бланка, возможностей профинансировать и воплотить в жизнь пакет средств для Украины немало. В частности, он предлагает вывести законсервированные самолеты F-15C/D, E-2C-2000 и KC-135R из хранения и отправить их Киеву с последующей модернизацией F-15, как это предлагается для Японии. Альтернативой могут служить поставки новых истребителей F-15QA или F-15EX с крылатыми ракетами класса «воздух-земля» JASSM.

Как столь лестное предложение воспримут на самой Украине, сказать сложно. Во всяком случае, у командующего Военно-воздушными силами «незалежной» Сергея Дроздова планы более амбициозные.

По информации украинских СМИ, месяц назад на заседании Комитета Рады по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки он презентовал свою концепцию модернизации «небесной армии», которая называется «Видения Воздушных Сил — 2035». Рассчитана она на два этапа.

На первом Украина надеется получить новый многофункциональный самолет поколения 4++ (по словам Дроздова, рассматриваются варианты шведского Gripen и F-15). А в дальнейшем, «с углублением», как он выразился, отношений с партнерами, и современный самолет 5-го поколения F-35.

Как и на какие средства все это будет осуществляться, командующий умолчал. Вот рассчитывает Украина получить самый дорогой американский самолет — и все тут!

Оценить идею эксперта Atlantic Council, а также насколько это поможет реанимировать украинские Военно-воздушные силы «СП» попросила военного эксперта, в прошлом военного летчика, полковника запаса Александра Жилина:

—  Я служил в Прикарпатском военного округе, и наш аэродром базировался в Черлянах — это Львовская область, 60 км от польской границы. Размещались там два авиаполка — полк фронтовой авиации и истребительной. Сейчас везде запустение и разруха. Все растащили, разворовали. Даже бетонных плит на взлетной полосе не осталось. В опустевшем военном городке доживают свой век те, кому просто некуда податься.

Собственно, такая же печальная картина на аэродроме «Мартыновка» под Николаевом, и много-много где еще. Из сотни почти военных аэродромов, которые находились на территории УССР, сегодня осталось, хорошо, если с десяток.

Но даже если — представим себе — американцы сделают такой щедрый подарок Украине и передадут технику, кто на ней будет летать, и кто будет ее обслуживать. То есть, американцы должны заняться подготовкой и обучением летного и технического состава. Прежде всего, заставить курсантов выучить английский язык, поскольку вся система наведения, управления и т. д., она будет англоязычная.

И для США, и для Украины это все очень дорого.

Да, F-15 — модель не самая «свежая». Неизвестно еще, какой ресурс у них остался. Тем не менее, это недешевая техника и ее эксплуатация требует больших затрат. И дело не только в керосине, которого тут понадобится сотни тысяч тонн. Дело в интенсивности полетов.

«СП»: — Поясните.

— Безопасным — не супер асом, который может выполнить любую задачу в воздухе, а просто безопасным летчик считается, если он в год летал не менее 120 часов. Это, я скажу вам, очень много. Причем, надо, чтобы полеты осуществлялись не только днем, но и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.

У нас, помню, полетными днями были вторник, среда, четверг, иногда пятница. В две смены. Первая начиналась в шесть утра, вторая — в ночь. Представьте себе, сколько это все стоило.

Украина такие расходы реально не потянет. Тем более, с такой коррупционной властью — там же каждый президент рассматривает бюджет страны, как собственный кошелек.

Но, возможно, речь идет о другом. Например, я не исключаю, что американцы готовы перебросить такое количество техники, чтобы создать на Украине несколько аэродромов «подскока».

Ведь, если ты планируешь какие-то боевые действия, то, соответственно, иногда ситуация требует оперативности. Чтобы не лететь, что называется, «за тысячи верст», прилетели, допустим, на Украину. Заправились, подвесили бомбы, ракеты и т. д. — и лети, бомби… Кого — без разницы…

В данном случае можно уже говорить о том, что Украину начинают превращать в серьезный военный ресурс против России.

«СП»: — Так это не секрет. Давно превращают. Что тут нового?

— Дело в том, что, если, допустим, на этих аэродромах будут размещены американские бомбардировщики, в какой-то момент могут прилететь ребята (формально, из какой-нибудь частной военной компании), запрыгнуть в них и отработать конкретные боевые задачи. Вроде как, и Украина ни при чем, и Америка ни при чем.

Разных вариантов здесь может быть масса.

«СП»: — Но цель-то — укрепление ВВС Украины?

— Декларировать можно любую цель, а действовать, исходя, из других совершенно интересов.

Самолет не только без пилота — груда железа, но и без грамотного техника. Люди, которые будут обслуживать эти самолеты, должны быть специалистами высокой квалификации. А попробуй инженерно-технический состав подготовить…

Насколько мне известно, на Украине практически все авиационно-технические училища закрыли, и в настоящее время у них вообще нет учебной базы. Тем более, учебной базы на английском языке.

Поэтому предложение этого господина, я считаю, пустая болтовня. Попытка поиграть на наших нервах. Реализовать это невозможно, поскольку — затратно слишком. Но главное, не выведут они украинских летчиков на уровень такого боевого потенциала, чтобы с нами воевать.

«СП»: — А как так получилось, что за 30 лет «незалежности» Украина все растеряла? Ведь когда-то страна имела одни из самых многочисленных и мощных ВВС в Европе, ее военный авиапарк по количественному показателю в 1992 году уступал только США, России и Китаю. Куда все делось?

— Что-то продали, что-то разрезали, а потом продали. Украина после распада Советского Союза занимала одно из ведущих мест на мировом черном рынке вооружений.

Мы как-то решили выяснить, как это все функционирует, и отправились в Киев. Связались там с одной конторой — официальной, кстати. Они помогли выйти на одного человека, который назначил нам встречу в какой-то подворотне буквально. По легенде мы являлись посредниками и хотели приобрести партию из двадцати военных вертолетов для Алжира. Переговоры заняли всего минут пятнадцать.

Ответ был конкретный: «Проблем никаких, отправить можем хоть завтра. Вертолеты пойдут, как металлолом».

Понимаете, они торговали советской военной техникой, доставшейся им, как огурцами. Торговали тридцать лет — налево и направо. В итоге страна осталась без боевого потенциала фактически.

А ведь только в Киеве было пять военных училищ, по-моему. Но все пораспродали и позакрывали. У них сегодня, если меня правильно информировали, максимум две эскадрильи хоть как-то там могут болтаться в воздухе.

«СП»: — Кто же будет летать на тех F-35, которые, как они рассчитывают, им перепадут от партнеров?

— А это уже какая-то шизофрения. Видимо, у них там нет специалистов, которые бы занимались стратегическим планированием. Иначе бы не выдавали подобную глупость.

В украинском бюджете на один такой самолет денег нет. А нужно параллельно с покупкой заключать еще ряд контрактов — на обслуживание, на поставку запчастей.

Где деньги они собираются на это брать? А если, кто и даст, нет совершенно гарантии, что не распилят, не растащат…

Они все наивно думают, что Америка озолотит Украину. Нет, не озолотит. Американцы даже своим союзникам по НАТО ничего не дарят. Больше того, все члены альянса жестко привязаны к оружейному рынку США. Эрдоган вот только вышел из подчинения, сколько визга было.

Поэтому никто таких подарков, конечно, Киеву делать не будет. В лучшем случае, отдадут какую-нибудь списанную технику — как в ту же Польшу пригнали танки, которые фактически уже сняты с вооружения. Но передавать современные самолеты и обучать еще за свой счет — нет, не станут. Это не для Украины.