Ни Шойгу, ни Путин пока не могут поднять в воздух Ил-112 В — Статьи — Армии и войны — Свободная Пресса

0
37

Ни Шойгу, ни Путин пока не могут поднять в воздух Ил-112 В - Статьи - Армии и войны - Свободная Пресса

Хорошая, конечно, новость — на международном авиакосмическом салоне МАКС-21, который пройдёт с 20 по 25 июля, впервые будет представлен военно-транспортный самолёт Ил-112 В. Его появление здесь ожидалось ещё в 2019 году, сейчас вроде как сам президент Владимир Путин пообещал, что два таких самолёта уже в нынешнем году передадут армии, но перспектива достаточно призрачна. А учитывая опыт затянувшегося производства другого транспортника, тяжелого Ил-76МД-90А, военные такие самолёты ещё не скоро увидят.

Здесь вот ещё какой видится нюанс. На нынешнем МАКСе многочисленную авиационную технику и системы ПВО будет представлять «Рособоронэкспорт», то есть структура, которая заинтересована в продаже российских вооружений. Оружие, естественно, продавать нужно — это бизнес, да и политика тоже, но как бы своя армия не осталась «на одном крыле». И тот же Ил-112 В, которыми планируется заменить устаревший парк ВТА самолётов Ан-26, не улетел бы прямым ходом за границу. К слову, на авиасалоне в виде модели будет представлен и военно-транспортный Ил-76МД-90А (Э), которых в ВКС РФ пока поставлено 7 машин, вместо 39 обещанных Ульяновским авиапредприятием «Авиастар-СП». На чём сами-то летать будем?

Можно вспомнить, что ещё в марте нынешнего года министр обороны России Сергей Шойгу прибыл в Ульяновск — не на экскурсию, а поторопить авиастроителей. «В 2020 году мы получили три самолёта, в планах на 2021 год — пять машин. Необходимо выйти в дальнейшем на уровень 10 самолётов в год», — поставил тогда задачу министр обороны авиапроизводителям. Также Шойгу потребовал выйти на выпуск 20 новых и модернизированных Ил-76МД-90А в год, чтобы к 2030 году парк этих самолётов превысил 250 машин. «Задача непростая», — отметил Шойгу, но ясно дал понять, что армии эти самолёты нужны позарез. Точно также как и лёгкие Ил-112 В.

Ил-112 В стал первым разработанным с нуля и произведенным в постсоветский период в России военно-транспортным средством для нужд Вооруженных сил. Серийное производство этих самолётов могло начаться еще в 2011 году, но не хватило финансирования, а потом российский транспортник «сбил» украинский Ан-140, на который «положило глаз» тогдашнее руководство Минобороны РФ. В итоге лишь 30 марта 2019 года состоялся первый полёт этого «нового» самолета, с задержкой почти в четверть века. Довели испытания до конца лишь в нынешнем году, после чего Путин и пообещал армии два таких самолёта до конца года. Пока Ил-112 В долетел только до авиасалона.

В «малой авиации», к которой можно отнести легкий транспортный самолет Ил-112 В (грузоподъемность до 5 тысяч тонн), особых прорывных технологий в отечественном авиастроении не наблюдалось много лет. Большинство воздушных машин подобного класса, а к ним можно отнести и «предшественник» военно-транспортный Ан-26, выходцы ещё с советских времен.

Даже более «свежий» Ил-114 (его тоже покажут на МАКС-21) первый полёт совершил в 1990 году, но так и не смог пока заменить пассажирский Ан-24. Предполагается, что в варианте Ил-114−300, доработанный и модернизированный, этот самолёт всё-таки пойдёт в серийное производство. И если в гражданской авиации наличие машин малого класса компенсируется старым багажом, ещё способным летать, то военно-транспортная авиация страдает огромным дефицитом таких самолетов.

Военно-транспортная авиация ВКС России на сегодняшний момент располагает в своем авиапарке около 150 самолётами Ан-26, постройки Киевского авиационного завода, которые находятся в эксплуатации с 1973 года (первые), производство которых было прекращено в 1986 году. При том, что эти машины заслужили репутацию «воздушных трудяг», хорошо зарекомендовали себя в различных климатических условиях, способны поднимать 5500 кг груза или 30 десантников, садиться на грунтовую взлётно-посадочную полосу, они уже морально устарели и требуют замены. Самому новому Ан-26 уже давно за тридцать лет.

Вдобавок ко всему Ан-26 стали всё чаще падать. Всего за время эксплуатации во всём мире было потеряно (катастрофа, авария, боевая потеря) 169 таких самолета. Наибольший удар по репутации транспортника был нанесен при крушении российского Ан-26 в Сирии 6 марта 2018 года, когда при заходе на посадку на авиабазе Хмеймим самолет рухнул на землю, не долетев 500 метров до взлетно-посадочной полосы. 39 человек погибли, в том числе экипаж и группа офицеров во главе с генерал-майором. Предварительной причиной была названа техническая неисправность.

Полеты на Ан-26 были прекращены до выяснения причин катастрофы.

Очевидно, что новый легкий военно-транспортный самолет для авиации крайне необходим, причем уже далеко не первый год. Предполагается, что им и станет Ил-112 В, потребность которого в армии оценивается в 300 машин (около тысячи в гражданской авиации в пассажирском варианте), при заявленной производительности Воронежским авиазаводом (ВАСО) до 12 самолетов в год.

При достаточно непростом пути в небо Ил-112 В, у него были и конкуренты. Например, проект многоцелевого транспортного самолета МиГ-110 (двухбалочная схема с высокорасположенным крылом и П-образным хвостовым оперением), который перешел для дальнейшей разработки в КБ Сухого в варианте Су-80.

Или турбовинтовой Ту-136, разрабатываемый для использования в условиях Севера, Сибири и Дальнего Востока. Однако по итогам проводимого Минобороны в апреле 2004 года конкурса на разработку легкого военно-транспортного самолета победил именно Ил-112 В. Тогда представители военного ведомства заявили, что первый самолёт этой модели поднимется в воздух уже в 2006 году, а через год будет выпущена установочная партия. Предполагалось, что финансирование проекта будет учтено в Госпрограмме вооружений на период 2011—2020 годов, а темп производства составит до 18 машин в год. Если бы этим планам суждено было сбыться, то ВВС России уже были бы полностью укомплектованы новыми Ил-112 В. Но… Финансирование сократилось, реализация замедлилась, а сроки отложены.

«Добил» Минобороны РФ новый отечественный транспортник в мае 2011 года (министр — Анатолий Сердюков), когда было принято решение отказаться от военно-транспортной версии Ил-112 и приобрести 7 украинских самолетов Ан-140, производства Харьковского авиационного производственного предприятия. Считалось, что так будет дешевле.

В продвижении на российский рынок сказался ещё тот фактор, что с 2003 года сборка осуществлялась на самарском авиазаводе «Авиакор». Предполагалось, что Аэрофлот закупит несколько десятков «антоновых», да еще и ВВС России объявили о намерении закупить до конца 2020 года около десяти Ан-140, а затем еще 15 машин.

С разрывом военно-технического сотрудничества между Украиной и Россией производство было свернуто и, насколько известно, один Ан-140 попал в состав авиации Тихоокеанского флота ВМФ РФ. На Харьковском авиапредприятии производство этой машины также было свернуто.

Сейчас Ил-112 В опять рассматривается как единственный военно-транспортный самолет в этом классе для замены устаревших Ан-26. Да и, по большому счету, конкурентов у изделия ильюшинской разработки не существует. И если его сравнивать с аналогичным украинским Ан-140, китайским Xian MA60, совместным итало-американским C-27 Spartan, то Ил-112 В по целому ряду параметров не уступает этим самолетам, а по практической дальности полета превосходит их.

— Потребность в легком военно-транспортном самолете актуальна ещё и потому, что это звено сейчас практически выпало из состава ВВС, — считает авиационный эксперт Владимир Таланов. —  Потребности в тяжелых самолетах для нужд Военно-транспортной авиации покрывают Ил-76 во всех его модификациях, которые позволят дождаться и появления сверхтяжелого Ил-106, первый полет которого предполагается совершить в 2025 году.

Сейчас, как известно, в Ульяновске готовы к выпуску на поточной линии сборки тяжелых транспортных самолетов Ил-76МД-90А. А стоящий на вооружении Ан-26 модернизации уже не подлежит. Поэтому надежда только на уже практически готовый Ил-112 В. Осознали это и в Минобороны, где уже заказали 35 таких машин, а всего предполагается собрать около 300 самолетов, в том числе для нужд МЧС, ФСБ и других служб.

При этом, как ни странно звучит, «новейший» Ил-112 В за 20 лет разработок уже несколько устарел. Например, требуют замены его двигатели. Вероятно, что этот транспортник станет на несколько ближайших десятилетий переходной моделью, до появления самолетов действительно нового поколения.

Военное обозрение

«Новые провокации неизбежны»: Сатановский об инциденте с эсминцем ВМС Великобритании

СМИ: Китай строит шахты для запуска баллистических ракет

«Тор-М2» будут применять для защиты инфраструктурных объектов

Путин назвал проблему в сфере безопасности, которая его очень беспокоит

Все материалы по теме (3380)