Крым, паника «летучего голландца»: РЭБ русских действует на нервы, уходим — Статьи — Армии и войны — Свободная Пресса

0
20

Крым, паника «летучего голландца»: РЭБ русских действует на нервы, уходим - Статьи - Армии и войны - Свободная Пресса

Голландский фрегат Evertsen, пытавшийся войти в Керченский пролив, как и британский эсминец Defender, устремлявшийся к берегам Крыма неделей раньше, получил столь же решительный отпор. Правда, стрельбы из корабельной артиллерийской установки по курсу нарушителя границы не было. С голландцами разобрались иначе. Но тоже весьма эффективно и поучительно.

Самолеты морской авиации Черноморского флота — бомбардировщики Су-24 и истребители Су-30 — совершали полеты поблизости от фрегата королевских ВМС Нидерландов, имитируя атаки на корабль-провокатор. Имитации были более чем серьезными — непрошеные гости наблюдали, как у российских самолетов на внешних подвесках закреплены ракеты «воздух-поверхность».

При этом командир фрегата оказался в принеприятнейшей ситуации — самолеты глушили связь корабля с внешним миром. И, соответственно, он не мог толком доложить своему командованию, в какую заваруху втянули Evertsen нидерландские политики. Соответственно, и приказы командования, направляемые командиру, глушились комплексами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) российских самолетов.

В конце концов, голландские моряки, натерпевшись страха, решились изменить курс.

Вполне понятно, что министр обороны Нидерландов Анк Бейлевельд-Схоутен в своем экстренном заявлении выразила возмущение «противоправными действиями российской авиации». Дескать, фрегат не нарушал никаких международных норм и отстаивал свободу судоходства и вдруг нарвался на «русскую провокацию».

«Evertsen имел полное право там находиться. Нет оправдания такому виду агрессивных действий, которые без необходимости увеличивают вероятность несчастных случаев», — сказала министр.

Абсолютно то же самое сообщил прессе и командир фрегата Джордж Пастур: «Evertsen шел в открытом море в международных водах. Для их агрессивных действий не было причин. Несмотря на это ложные атаки продолжались несколько часов. Это было безответственное и небезопасное поведение в море».

Министерство обороны России куда более сдержанно обрисовало ситуацию: «Находившийся в нейтральных водах в Черном море фрегат Evertsen ВМС Нидерландов 24 июня изменил курс и начал движение к Керченскому проливу. Для предупреждения нарушения границы кораблем ВМС Нидерландов в воздух поднимались истребители Су-30 и бомбардировщики Су-24. После пролётов российских самолётов нидерландский фрегат Evertsen сразу изменил курс от границы Российской Федерации».

Но в этой истории есть один крайне интересный момент, который подметил китайский интернет-портал Sohu: «Нидерландское военное ведомство вскоре после инцидента заявило о том, что в результате действий российской авиации из строя вышло электронное оборудование фрегата».

То есть речь идет не о помехах, которые препятствовали нормальной работе аппаратуры связи в момент, когда на фрегат воздействовали комплексы РЭБ российских самолетов. А об устойчивых отказах электронного оборудования, которые сохранились, когда самолеты улетели. И которые пришлось устранять при помощи замены испортившихся узлов систем корабля. Правда, не сообщается, что же на Evertsen перегорело, и насколько трудоемким был ремонт.

Sohu пишет, что Крым как никакой другой регион России насыщен самыми разнообразными комплексами РЭБ, как стационарными, так и мобильными. Есть такие комплексы и на самолетах. Они присутствуют как в виде подвесных контейнеров, так и устанавливающегося внутрифюзеляжного оборудования. Так что остается только гадать: что именно навредило голландцам — береговые комплексы или же авиационные.

Береговые комплексы обладают значительной мощностью помеховых сигналов, их дальность действия достигает 300−400 километров. Именно такой мощностью обладает РЭБ «Красуха-4», одной из функций которой является блокирование, а также искажение спутниковых сигналов глобального позиционирования GPS. Тем самым нарушается работа навигационных комплексов противника. Ну, а дальность действия уникального комплекса «Мурманск-БН» достигает 5000 километров.

Вполне понятно, что поблизости от Крыма мощь российских комплексов РЭБ была продемонстрирована разово — голландцы сами напросились. И не все их возможности были раскрыты.

Куда более энергично российские радиотехнические войска действуют в Сирии, поскольку идет война. И американцы, также принимающие участие в этой войне, ведут себя отнюдь не по-партнерски. У них своя цель в этом регионы — сместить правительство.

«Русские вложили значительные средства в мощные спуфинговые системы, которые посылают ложные сигналы псевдо-GPS, в пятьсот раз более сильные, чем настоящие, уводя навигационные системы на много миль в сторону», — описывает американское издание The National Interest ситуацию, сложившуюся в Сирии. И, действительно, было изрядное количество случаев, когда самые продвинутые истребители F-22 и F-35 теряли ориентацию и с большими трудностями возвращались на авиабазу.

Однако были инциденты и иного рода, похожие на то, что случилось с нидерландским фрегатом. Когда при встрече с российскими самолетами у американских возникали поломки электронных узлов.

В докладе американского аналитического агентства RAND о воздушной войне в Сирии описан такой случай. Четверка американских истребителей проводила операцию по нанесению ударов по наземным целям. За их действиями с почтительного расстояния наблюдал Су-35. К нему приблизился F-22, чтобы отогнать российский самолет. Но тут же американский пилот обнаружил, что у него отказала прицельная система. И, соответственно, он не смог принять участие в обстреле наземных целей. Когда самолет вернулся на базу, то выяснилось, что у истребителя перегорел инфракрасный датчик.

Также был случай, когда в результате энергетического воздействия были серьезно повреждены два американских истребителя — F-22 и F-35, из-за чего они не смогли выполнить боевое задание. После наземного исследования истребителей были выявлены серьезные нарушения в работе некоторых электронных компонентов, которые пришлось заменить.

В сентябре прошлого года ударный вертолет AH-64 Apache поддерживал продвижение колонны американской военной техники, которая намеревалась остановить российский патруль. На глазах у изумленных американцев «Апач» внезапно потерял управление, его начало болтать в воздухе. Пилоту удалось за счет неимоверных усилий спасти машину. Каким-то чудом вертолет приземлился. Хоть посадка была и жесткой, никто не пострадал. А вертолет получил незначительные механические повреждения.

Утверждалось, что у вертолета перегорели некоторые электронные узлы, что и привело к возникновению аварийной ситуации. Американцы высказали предположение, что виной этому стала работа какой-то прежде незнакомой российской системы РЭБ. Однако официальные претензии не были выдвинуты в связи с отсутствием неопровержимых доказательств.

Американское командование прекрасно понимает, насколько важную роль в современной войне играет радиоэлектронное оружие. Но это понимание пришло недавно.

Вот что говорит бывший начальник РЭБ Сухопутных войск США Лори Бакхут: «Наша главная проблема состоит в том, что мы не воевали в условиях подавления связи на протяжении нескольких десятилетий, поэтому понятия не имеем, как в такой ситуации действовать. У нас отсутствует тактика и алгоритм действий, мы совершенно не подготовлены к ведению боевых действий в условиях отсутствия связи.

США не обладают столь обширными возможностями РЭБ, каким обладает Россия. У нас очень хорошая радиоразведка, и мы можем вести прослушку круглые сутки, но по выведению аппаратуры из строя — тут наши возможности и до одной десятой от аналогичных показателей Российской армии не дотягивают".

Бакхуту вторят другие высокопоставленные американские военные. Командующий ВВС США в Европе бригадный генерал Франк Горенк признается, что достижения России в области РЭБ сводят на нет все преимущества высокотехнологичного оружия, которым владеет НАТО. Поскольку новейшее электронное оружие полностью парализует функционирование американской электроники, установленной на ракетах, самолетах и кораблях.

Не менее пессимистично настроен бывший командующий силами НАТО в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес: «Российские подразделения РЭБ обладают заоблачными возможностями».

Военное обозрение

«Новые провокации неизбежны»: Сатановский об инциденте с эсминцем ВМС Великобритании

СМИ: Китай строит шахты для запуска баллистических ракет

«Тор-М2» будут применять для защиты инфраструктурных объектов

Путин назвал проблему в сфере безопасности, которая его очень беспокоит

Все материалы по теме (3379)