Как в Норвегии: США ищут в Арктике привилегии — Статьи — Армии и войны — Свободная Пресса

0
29

Как в Норвегии: США ищут в Арктике привилегии - Статьи - Армии и войны - Свободная Пресса

Как и предполагалось, стратегические бомбардировщики ВВС США В-1 В Lancer «застряли» в Норвегии, чтобы блокировать Северный флот РФ — с претензией на контроль Арктики. Сюда они прибыли ещё в феврале в рамках учений Arctic Hawk-2021 и вроде как временно разместились на норвежском аэродроме Орланд. И вот теперь, как сообщает американский портал 19fortyfive, эти четыре «бомбера», которые после манёвров уже должны были вернуться на свою базу, однако остались в Норвегии, а командование US Air Force подтвердило свои намерения закрепиться в данном регионе. Объяснение простое — «подать сигнал России».

И хотя в самой Норвегии тогда поспешили заверить, что размещение американских бомбардировщиков на территории страны не нацелено против России, на поверку вышло всё иначе. По словам министра обороны Норвегии Франка Баке-Йенсена после завершения учений американские самолёты в течение месяца покинут территорию страны. «То, что наши союзники проводят у нас учения, является частью принятой Норвегией политики в сфере безопасности и естественно в плане сотрудничества в рамках НАТО. Россия это хорошо знает, реальных причин для возмущения у неё нет», — заявлял Баке-Йонсен. Сейчас он молчит — слов не слышно из-за рёва турбин американских самолётов, к которым на усиление прилетели ещё и бомбардировщики В-52 Stratofortress (понятно, что исключительно для участия в учениях).

Соединенные Штаты уже не первый год «точат зуб» на Арктику и мечтают потеснить в этом регионе Россию, которая северные широты не только осваивает, но и разворачивает здесь военные базы, в том числе и аэродромы, для защиты своей территории. У США полный провал с ледокольным флотом (его попросту нет), авианосцы по Северному Морскому пути точно не пройдут, одна надежда на базирование в северных широтах. Вариантов немного — на Аляске и острове Адак, входящего в Алеутский архипелаг (база там законсервирована с 1997 года).

Воздушные силы командования Аляски представлены 11-й воздушной армией, части которой располагаются на двух авиабазах — «Элмендорф» в Анкоридже и «Эйельсон» в Фанбанксе. Состав — истребители-перехватчики, самолёты ДРЛО, ВТА и заправщики. Предполагается и размещение на постоянной основе стратегических бомбардировщиков и истребителей F-35.

Если смотреть по карте — со стороны Аляски контролировать всю Арктику не представляется возможным, разве что с использованием стратегической авиации, которая на всём маршруте не будет прикрыта истребителями. Не случайно США так настойчиво сейчас «вгрызаются» в Норвегию — в западной части арктического региона, откуда можно контролировать и Баренцево и Карское моря. Цепочка, пусть это будет и не якорная цепь, таким образом замкнётся по северным широтам вокруг России.

Норвегия, хотя и является страной-членом НАТО, всегда позиционировала себя как территорию, на которой не могут находиться на постоянной основе иностранные вооруженные подразделения, пусть даже это войска альянса. Но не всё так просто с норвежским Королевством. Вспомним, что Осло и Вашингтон недавно продлили соглашение о дислокации на территории Норвегии подразделений морской пехоты США, увеличив их численность в два раза.

На авиабазе Аннейя размещается эскадрилья самолетов базовой патрульной авиации «Посейдон» (Boeing Р-8, патрульный противолодочный самолет, несущий на борту торпеды и противолодочные бомбы) американских ВМС.

Идет строительство радиолокационной станции ПРО «Глобус-3», расположенной в 25 километрах от российской границы на острове Вардё.

Активно проводится модернизация аэродромов Бардуфосс, Эвенес, Банак, Эрланн и Рюгге, обновляется портовый терминал Гротсунд для обеспечения приема атомных подводных лодок военно-морских сил США.

Поводом для беспокойства России стало и известие об оборудовании отдельного порта для приема атомных субмарин, расположение которого запланировано в Тромсё, который называют «воротами Арктики» (350 км за полярным кругом).

НАТО, в том числе с участием США, проводят в Норвегии крупные учения (Trident Juncture) с привлечением около 50 тысяч военнослужащих, 150 самолетов и 60 кораблей, которые позволяют предположить, что Норвегия становится антироссийским бастионом на Севере.

Укрепление своего присутствия на арктическом направлении со стороны Норвегии за счёт бомбардировщиков В-1 В и В-52, Пентагон рассматривает как серьёзную угрозу для России на Севере. Тут нельзя не согласиться. Те же В-1 В Lancer хотя и не являются самыми современными в ВВС США (в эксплуатации с 1984 года) и по многим параметрам уступают российскому «стратегу» Ту-160 «Белый лебедь»), представляют собой весьма грозную силу. В первую очередь за счёт несомых каждым самолётом 24 крылатых ракет AGM-158 JASSM с дальностью полёта до 360 километров и до 980 километров в модификации JASSM-ER. 450-килогрмовые проникающие части этих ракет обладают точностью попадания в цель с отклонением в 3 метра. К тому же эти самолёты обладают способностью маловысотного прорыва ПВО посредством полёта на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности.

Бомбардировщики В-52 Stratofortress, хотя и называют «самыми тяжелыми долгожителями» ВВС США (эксплуатируются с 1955 года), являются рекордсменами по дальности полёта среди самолётов стратегической авиации (16 090 км) с боевым радиусом в 7 210 километров. Может нести как обычное вооружение, так и ядерное и высокоточное, в том числе 12 крылатых ракет GM-158 JASSM, предназначенных для поражения высокозащищенных стационарных и перемещаемых целей на дальности 980 километров. В общем, неприятные такие соседи, способные наносить удары по российской территории.

Россия тоже не лыком шита — на прибытие в Норвегию американских В-1 В Lancer ответила «превентивными» мерами. Ещё в начале февраля два стратегических бомбардировщика ВКС РФ совершили демонстрационный полёт в районе Кольского полуострова, а затем ещё продолжительное время барражировали над нейтральными водами Северной Атлантики.

Российские самолёты Ту-160 со своей базы в Энгельсе направились к Северному Ледовитому океану, затем взяли курс на запад к Шпицбергену. После этого прошли вдоль норвежского побережья и ушли обратно к Энгельсу. На части маршрута бомбардировщики сопровождали истребители-перехватчики МиГ-31, которые являются носителями новейших российских гиперзвуковых ракет «Кинжал». Подобные пролёты теперь совершаются регулярно.

Смотрите также Как в Норвегии: США ищут в Арктике привилегии - Статьи - Армии и войны - Свободная Пресса

Первый полёт Messerschmitt Bf.109, День пограничных войск, брюнеток и оптимизатора Рунета, первые советские конверты Что еще интересного произошло в этот день — 28 мая

В Арктике Вооруженные силы РФ «окопались» давно и надёжно, в том числе за счёт разветвлённой сети военных аэродромов по всему периметру российского заполярья. Ещё в 2017 году «Свободная пресса» рассказывала о введении в строй самого северного в мире военного аэродрома, который будет способен круглогодично принимать практически все типы военно-транспортных самолетов. Причем, не только Ил-76 или топливозаправщиков Ил-78, но и истребителей и фронтовых бомбардировщиков.

На острове Земля Александры была образована авиационная комендатура, радиолокационная рота, зенитно-ракетный дивизион комплексов ПВО «Панцирь-С1», пункт наведения боевой авиации. Были оборудованы места самолетных стоянок, в том числе крытые отапливаемые ангары для Су-34, которые здесь находятся в составе дежурных сил. Хранилище авиационных средств поражения (бомб и ракет) предполагает на нанесение множественных ударов по потенциальному противнику.

— Для боевой авиации, в первую очередь истребительной, крайне важны места дислокации, чтобы оперативно вылетать на перехват противника, — говорит авиационный эксперт Александр Дробышевский. — Ещё во времена Великой Отечественной войны использовалась практика «аэродромов подскока», когда полевой аэродром находился практически у линии фронта. На Севере, с его многотысячными расстояниями, тоже очень важно иметь возможность вылететь на перехват с более близкого расстояния. Не тратить драгоценное время, взлетев, скажем, из Новосибирска, а подняться в воздух из акватории Северного Ледовитого океана — тут любая цель близка.

Присутствует выгода в арктическом размещении и для стратегической авиации. В принципе, ей там нет необходимости постоянного базирования, но в случае необходимости «стратеги» могут рассредоточиться по всем военным аэродромам, а их предполагается содержать целый десяток, и совершать боевые вылеты до тех же США с возможностью обратного возвращения, расстояние вполне позволяет.

По сути, сейчас в Арктике оборудованы те самые «аэродромы подскока», которые позволят в случае необходимости полностью контролировать не только небо Арктики в пределах границ России, но и оперативно достигать любые цели в этой части континента.

Всего в Арктике возведено десять военных аэродромов, программа строительства которых началась еще в 2014 году. Большинство из них, в том числе на острове Земля Александры, уже готовы к боевому применению. Подобное в условиях Крайнего Севера и вечной мерзлоты ещё никто в мире осуществить не мог — Россия смогла и обеспечила свои северные рубежи надежной защитой с суши, воздуха и воды.

Основные военно-воздушные базы располагаются на мысе Шмидта, острове Врангеля, острове Котельный, архипелаге Земля Франца-Иосифа и на территории Мурманской области. Каждый из них имеет возможность обеспечивать взлет и посадку как тяжелых транспортных самолетов, так и истребителей-перехватчиков, в первую очередь МиГ-31, которые способны выходить в стратосферу и уничтожать как самолеты вероятного противника, так и ракеты разных классов, вплоть до баллистических. Все аэродромы всесезонные и могут принимать различные типы самолетов.

Военное обозрение

Испытания противоракет SM-6 в США закончились неудачей

США не оставляют попыток продать Турции свои зенитные комплексы

За неделю у берегов России перехватили 48 самолетов и беспилотников

Путин рассказал о госиспытаниях «транспортника» Ил-112

Все материалы по теме (3302)