Истребители Су-35 адаптируют для нужд НАТО? — Свободная Пресса

0
25

Истребители Су-35 адаптируют для нужд НАТО? - Свободная Пресса

Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад, который покинул свой пост в конце февраля, в интервью катарскому информагентству «Аль-Джазира» поделился опытом эксплуатации его страной истребителей американского производства F-18 Hornet.

«…Самолеты очень хороши…, но мы не можем запрограммировать самолет самостоятельно. Вы должны обратиться к Соединенным Штатам для размещения программы для любого рейда на зарубежные страны, например. Наши самолеты стоили дорого. Они у нас есть. Но мы можем летать на них только на авиашоу. Мы не можем использовать их для борьбы с любой другой страной, потому что мы не получим исходный код», — пожаловался арабским журналистам известный своим правдорубством политик.

Махатхир Мохамад также предположил, что и другие страны, клиенты ВПК США, также не получили исходные коды: «Самолеты на самом деле не являются оружием, которое вы можете контролировать. Контроль находится у американцев».

Но и это не все проблемы эксплуатации продукции штатовской оборонки. Вашингтон требует даже от европейских союзников объяснительные записки по поводу покупки боеприпасов для проданных истребителей.

Что касается Су-30МКМ и МиГ-29, которые наряду с F-18 Hornet имеются в Королевских ВВС (RMAF), то о них Махатхир Мохамад не сказал ничего плохого. Москва не ограничивает Куала-Лумпур в правах на собственность оружия. Откровение малайзийского политика дорогого стоят, хотя бы потому, что прозвучали из уст лидера (пусть и бывшего) страны, эксплуатанта американских боевых самолетов.

Атаку Махатира на F-18 Hornet логично рассматривать с позиции интриг, которые имеют место вокруг нового контракта на покупку истребителей для RMAF. Малайзия при его недавнем премьерстве рассматривала в качестве главного претендента МиГ-35 и даже интересовалась Су-57. Второе, скорей всего, было данью уважения. В свою очередь Россия, напомним, готова была даже выкупить имеющиеся у Королевских ВВС 18 нелетных самолетов МиГ-29Н в качестве скидки.

Такую же практику, причем давно, используют американцы в отношении F-18 Hornet. Штатовская программа «trade-in» предполагает обмен F-18 Hornet на F-18E Super Hornet. Но после пристального внимания Королевских ВВС к МиГ-35 Вашингтон предложил Куала-Лумпур даже F-35A Lightning II с намеком на «нездоровый» интерес к Су-57.

Так что ставки и впрямь очень высоки. Оборачиваясь назад, нельзя не заметить, что демонизация Махатхира Мохамада на Западе и внутри Малайзии началась параллельно с переговорами Куала-Лумпур и Москвы по закупке МиГ-35.

Вряд ли было случайностью и то, что Махатхира стали называть самым древним конспирологом. Различные СМИ призывали общество не придавать значения словам старца (ему скоро исполнится 95 лет), включая критику псевдо-расследования крушения самолета Boeing 777 Malaysia Airlines над Донбассом. Явный намек на деменцию.

С учетом «наезда» Махатхира на американские истребители, которые годятся только для авиашоу, история его отставки принимает другой оборот. По информации малазийского корреспондента Daily Herald, Мохамад ушел с поста премьера под сильнейшим давлением, по сути, в ходе тайного дворцового переворота.

Не секрет, что американцы используют все козыри для продвижения своих истребителей на мировом рынке. Это и откровенно грязная политика, какая имела место в отношении Махатхира, это и санкции, это и технические вопросы. Когда пентагоновские коммивояжеры слышат упреки о недобросовестной конкуренции, то ими включается другая пластинка — о натовском стандарте авиационной инфраструктуры.

Речь идет об известном приеме: под предлогом унификации вводятся такие узкие технические требования, под которые не попадает продукция других производителей. Похоже, данный прием сейчас используется в Малайзии, поскольку в соседней Индонезии срыв переговоров о сделке по Су-35 (по кодификации НАТО «Фланкер-Э+») Джакарта объяснили именно этими проблемами.

И вот стало известно, что Москва предложила адаптировать «сушку» под потребности Джакарты — а именно создать такую авионику, которая бы не «конфликтовала» с американскими истребителями в рамках одних ВВС.

Как сообщает пресс-служба Рособоронэкспорта (входит в Ростех), «Россия может поставить Индонезии новейшие многоцелевые истребители Су-35, максимально адаптировав их под потребности заказчика. Мы уверены, что это — наилучший выбор для повышения боеспособности Военно-воздушных сил Индонезии».

Дело в том, что практически все оборудование военных аэродромов Индонезии, да и Малайзии тоже, является натовским. Поэтому для эксплуатации Су и МиГ Джакарта и Куала-Лумпур покупали российскую технику для управления полетами. Де-факто, параллельно действовали две отдельные ВВС, что, безусловно, уменьшало возможности боевой авиации.

Неудивительно, что со стороны многих заказчиков давно уже шли просьбы адаптировать российские истребители под натовские стандарты эксплуатации.

«В то время, как Россия в прошлом не давала разрешения на такие действия со стороны клиентов Су-35, это потенциально могло бы обеспечить средства для обеспечения успешной продажи Индонезии, — считает американский журнал Military Watch. — ВВС Индонезии изначально проявляли интерес к приобретению всего 11 истребителей Су-35, дальнейшие закупки вероятны, если показатели первой партии будут удовлетворительными».

Конечно, США попытаются задействовать санкции, но по оценке Military Watch, вряд ли это поможет. Индонезия и Малайзия также являются серьезными покупателями американского оружия, включая истребители F-16. Джакарта и Куала-Лумпур уже не раз приостанавливали якобы по экономическим проблемам контракты с Пентагоном, когда Вашингтон перегибал палку.

В этом плане антиамериканское заявление Махатхира Мохамада прозвучало как нельзя кстати. Он сказал то, что нынешние власти Индонезии и Малайзии (и в других государствах) вряд ли осмелятся произнести вслух: странам нужны истребители не для авиашоу, а для защиты национальных интересов без малейшей оглядки на Вашингтон.

У потенциальной сделки с Индонезией есть и обратная сторона медали: у НАТО могут появиться эскадрильи Су-35, как для учений, так и для войны с Россией. Речь, между прочим, идет об одном из самых лучших тяжелых истребителей в мире даже по оценкам западных экспертов. Хотя его традиционно относят к 4++, уже звучат голоса о принадлежности «Фланкера» к поколению 5-. Такие выводы делаются на основе способности сражаться на равных с F-22 и F-35. Причем, что особенно важно, «Фланкер» намного дешевле американских конкурентов.

С другой стороны, крайне маловероятно, что США и РФ начнут между собой воевать. Имеющиеся у стран ядерные потенциалы — тому самое яркое подтверждение. Зато рост продаж российских истребителей, который, с большой вероятностью, последует после адаптации Су-35 под стандарт натовской авионики, обеспечит наш ВПК хорошими деньгами. И далее по цепочке даст новые возможности для создания самолетов будущего, или хотя бы доведения до ума Су-57.