ЦКБ «Рубин» смотрит на 40 лет вперед — Свободная Пресса

0
60

ЦКБ «Рубин» смотрит на 40 лет вперед - Свободная Пресса

Центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин» готовит прорыв в области сразу и стратегических, и неатомных подводных лодок нового поколения, сообщил генеральный директор КБ Игорь Вильнит. И, следовательно, они будут значительно более эффективным подводным оружием, чем субмарины «Ясень» и «Борей», относящиеся к четвертому поколению. Причем по неатомным подводным лодкам «Рубин» намеревается перепрыгнуть через поколение, потому что в этом классе в России нет (и неизвестно когда появятся) лодки четвертого поколения.

«Начата проектная работа по созданию кораблей нового поколения, которые через много-много лет должны войти в состав нашего флота. Это уже не „Борей“, не „Борей-А“, это не „Лада“ — это уже следующие корабли, которые мы задумываем», — сказал Вильнит в программе «Военная приемка» на телеканале «Звезда».

Параметр «через много-много лет» следует расшифровывать как 30−40 лет, то есть это вторая половина XXI века. Это следует из заявления гендиректора о том, что КБ сейчас «видит лет на 30−40 вперед».

Надо сказать, что примерно то же самое Вильнит говорил и 6 лет назад. 18 марта 2014 года он заявил, что «Рубин» приступил к эскизному проектирования подводных лодок пятого поколения как атомных, так и неатомных. Ситуация с атомной субмариной довольно скоро ушла из информационного пространства. Но неатомная лодка, которую назвали «Калиной», в рапортах «Рубина» и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) начала стремительно продвигаться в направлении серийного производства.

Весной 2016 года стало известно, что проектирование «Калины» успешно завершилось. А летом того же года пришло известие о том, что лодка будет заложена в 2018 году. Серийное производство предполагалось развернуть в 2025 году.

И самое интересное в этой драматической ситуации то, что руководство «Рубина» верило, что все срастется, что эти планы реальны. Ну, может быть, с учетом коррекции на 2−3 года, как это обычно бывает. Потому что сама лодка «Калина» — это, по сути, модернизированный вариант лодки «Лады», которая должна была принадлежать к 4-му поколению. Но которую запороли. Единственный экземпляр — «Санкт-Петербург» — уже почти 10 лет находится на опытной эксплуатации на Северном флоте. То есть является обузой, которая морякам не нужна. И все из-за того, что конструкторам «Рубина» не удалось создать для нее запланированную энергетическую установку.

А планировалась воздухонезависимая энергетическая установка (ВНЭУ), которая работает без потребления воздуха и выделения ядовитого газа, когда лодка находится в подводном положении. Использование ВНЭУ существенно повышает скрытность подводной лодки, поскольку она может непрерывно находиться под водой до трех и более недель. При традиционной дизель-электрической схеме лодке требуется всплывать через 2−3 дня, чтобы включить дизель и зарядить от генераторов аккумуляторные батареи.

К четвертому поколению относятся лодки с ВНЭУ, это обязательное условие. И таких лодок в мире уже много. Их строят в Швеции, Германии, Франции, Китае, Испании, Италии. И не только для себя, но и продают для ВМС других стран. А Япония уже ушла в отрыв, отказавшись от ВНЭУ и заменив ее более эффективными энергетически батареями на литиево-ионных аккумуляторах.

«Рубин» разрабатывал ВНЭУ для «Лады» уже почти 20 лет. Была выбрана схема электрохимического генератора, в котором за счет реакции между водородом и кислородом вырабатывается электричество. Работа оказалась для КБ непосильной. Видя бесперспективность работ, Министерство обороны несколько лет назад прекратило их финансирование. И сейчас эксперименты продолжаются за счет внутренних резервов предприятия.

Хочется верить, что когда-нибудь «Рубин» создаст и ВНЭУ, выдающую необходимую мощность, и невзрывающиеся литиево-ионные аккумуляторы. Благо, Вильнит отвел для этого изрядный временной отрезок.

Остается только выяснить, чем же лодка «Калина» или какая-то новая разработка «Рубина» с установленной на ней ВНЭУ будет отличаться от лодок четвертого поколения. То есть что же в ней будет от загадочного пятого поколения?

Малошумность? Но это должна быть уже полная бесшумность. Потому что уже на «Ладе» уровень шумов существенно меньше, чем на «Варшавянке», которую называют «Черной дырой».

Более чувствительная гидроакустическая система? Но в подводном флоте сражение за этот важнейший параметр происходит постоянно. И он изменяется не скачкообразно, а постепенно.

Внедрение в систему управление искусственного интеллекта? Но к середине столетия он вряд ли достигнет такого совершенства, чтобы ему можно было бы доверить управление лодкой. Возможно лишь повышение уровня автоматизации корабельных процессов. И тут дело обстоят неплохо даже на «Ладе», экипаж которой снижен до 35 человек. На «Калине» будет еще меньше.

Выживаемость экипажа в случае серьезных аварий, не совместимых с жизнью лодки? Это свойство уже вовсю внедряется в лодки четвертого поколения, когда в спасаемом аппарате размещается весь экипаж.

Можно предположить, что «Рубин» решит использовать для разведывательных целей новомодные теперь беспилотные летательные аппараты. Но это точно не следующее поколение, поскольку в США уже развивается такой проект.

Что же касается мечтаний командования ВМФ о получении лодки, способной участвовать в сетецентрических войнах, то пока еще не научились по своей прихоти изменять фундаментальные физические законы. Широкополосная высокочастотная связь с лодкой, находящейся на глубине, теоретически невозможна.

Правда, может произойти качественный скачок в эффективности вооружения. Но сейчас, когда, по утверждению Вильнита, уже складывается облик будущей подводной лодки, он никак не просматривается.

Несомненно, «Рубин» лет через 20−30 сделает хорошую неатомную подводную лодку. И будет на ней современная энергетическая установка, обеспечивающая длительное пребывание под водой и хорошую скорость. Однако совершенно непонятно, чем же перспективная субмарина пятого поколения будет отличаться от лодки четвертого поколения. Которой, кстати, у нас нет. И чем она отличаться должна — ведь критерии пока еще не сформулированы.

Что же касается стратегической атомной подводной лодки нового поколения, к проектированию которой приступил «Рубин», то ничего определенного тут мы сказать не можем. Потому что не видим, как «Рубин», на «30−40 лет вперед».

Сильно ли перспективная лодка будет отличаться от модификации «Борей-Б», от разработки которой «Рубином» Министерство обороны отказалось в 2018 году в связи с сокращением военного бюджета?

Хотя, конечно, просматриваются какие-то претензии к «Борею», которые должны быть сняты в перспективной субмарине. Прежде всего это вооружение. Во-первых, на борту умещается 16 баллистических ракет «Булава». Этого в сравнении с американскими стратегическими ракетоносцами мало. На каждой американской стратегической лодке «Огайо» — 24 ракеты «Трайдент-2». Правда, в 30-е годы в ВМС США начнут приходить лодки «Колумбия» с 16-ю «Трайдентами» на борту. Но тут есть одна хитрость — увеличится количество лодок, находящихся одновременно на патрулировании. В результате количество ракет, находящихся на боевом дежурстве, будет тем же самым.

Есть претензии и к самой «Булаве». Ракета обладает прекрасной способностью преодолевать зоны противоракетной обороны. Однако у нее довольно посредственная дальность и небольшой забрасываемый вес — 1150 кг против 2800 кг у американской ракеты. Но тут, конечно, вопросы не к «Рубину», а к Московскому институту теплотехники.

Военное обозрение

В 2020 году у границ России активизировались самолеты-разведчики

СМИ: Индия готовится к войне

Аналитик из США опроверг мнение, что Boeing MH17 сбил «Бук»

Россия испытала оружие, из-за которого «Европа может забыть о спокойном будущем»

Все материалы по теме (2931)