«Буян-М» схлестнулся с «Каракуртом» за место на верфях — Статьи — Армии и войны — Свободная Пресса

0
28

«Буян-М» схлестнулся с «Каракуртом» за место на верфях - Статьи - Армии и войны - Свободная Пресса

Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М» могут быть модернизированы, заявили в рамках форума «Армия-2021» представители судостроительной корпорации «Ак Барс». Предприятия корпорации, а именно — Зеленодольский судостроительный завод им. А.М. Горького (Татарстан), готов к строительству кораблей усовершенствованного проекта.

Корпорация заявила, что МРК «Буян-М» обладают громадным модернизационным потенциалом. Подготовлен проект модернизации, который был направлен на рассмотрение в Министерство обороны. Также в военное ведомство было передано предложение с обоснованием строительства кораблей. В случае принятия положительного решения подготовка к закладке модернизированных МРК займет не более полугода.

Таким образом, корпорация намеревается продолжить строительство серии «Буянов-М», количество которых в нынешний момент ограничено 12-ю кораблями. К настоящему времени в Зеленодольске уже построено и передано в состав ВМФ девять МРК проекта 21631. Еще три достраиваются. Два будут переданы в ВМФ в 2022 году, последний, 12-й, — в 2023 году.

И после 2023 года не просматривается заказов, которыми можно будет загрузить производственные мощности Зеленодольского завода. Дело в том, что в 2023 году предприятие завершает строительство еще и двух МРК проекта 22800 «Каракурт» — «Тучу» и «Тайфун». Поэтому руководство и завода, и корпорации «Ак Барс» намерены действовать самым решительным образом, чтобы иметь возможность платить рабочим зарплату.

Кстати, ранее в ВМФ заявляли, что серию «Буянов-М» ограничили 12-ю кораблями, потому что активно разворачивается строительство МРК «Каракурт», заказы на которые были переданы сразу четырем судостроительным заводам — «Пелла», Амурскому ССЗ, «Восточной верфи» и Зеленодольскому заводу. Всего запланировано 19 кораблей, три из которых уже построены и переданы заказчику — «Мытищи», «Советск», «Одинцово». Зеленодольскому заводу достались лишь два вышеупомянутых корабля.

Возникает вполне естественный вопрос: какое решение примет Минобороны? Согласится ли с постройкой нескольких модернизированных «Буянов-М»? Или же продолжит развивать серию «Каракуртов»? Потому что в любом случае малые ракетные корабли необходимы, поскольку они совмещают в себе большой ударный потенциал (такой же, как у корветов проекта 20380) и низкую стоимость строительства.

Казалось бы, адмиралы будут поставлены в позу Буриданова осла. Потому что эти МРК очень похожи по составу вооружения. На каждом по 8 ячеек вертикального пуска для управляемых ракет «Калибр» или «Оникс». В перспективе — гиперзвуковая ПКР «Циркон». Из артиллерии на «Буяне-М» 100-мм орудие и два 6-ствольных автомата калибра 30 мм. На «Каракурте» — 100-мм или 76-мм орудие и два 6-ствольных автомата калибра 30 мм. И там, и там — крупнокалиберные пулеметы. Но если на «Буяне-М» 6-ствольные автоматы используются еще и для противовоздушной обороны, то на «Каракурте» для этих целей используется ЗРАК «Панцирь-М».

Похожая картина наблюдается с габаритами и водоизмещением кораблей. Водоизмещение: 850 т («Буян-М») — 800 т («Каракурт»). Длина: 74 м — 67 м. Ширина: 11 м — 11 м. Полная скорость хода: 25 узлов — 30 узлов. Экипаж: 36 — 39. Дальность плавания: 2500 миль — 2500 миль.

Но вот осадка отличается существенно. У «Буяна-М» — 2,6 м, у «Каракурта» — 4 м. Это один из параметров, характеризующих мореходность корабля. Дело в том, что МРК «Буян-М» относятся к классу «река-море». Они должны эксплуатироваться в Каспийском море и на Волге, причем не только в полноводной ее дельте. Потому-то корабль имеет столь незначительную осадку. Соответственно, и мореходность у него незначительная, позволяющая нести службу на относительно спокойном море в составе Каспийской флотилии, рассекая водную гладь от одного берега до другого.

О том, что «Каракурт-М» был спроектирован Зеленодольским ПКБ именно для «гладкой воды» свидетельствует то, что в качестве движителя на него установлен водомет.

Однако лишь два корабля достались Каспийской флотилии, остальные из построенных ушли на Балтийское и Черное моря. Но, вполне понятно, в дальние походы их не направляют. И в этом есть резон: крылатые ракеты для нанесения удара по наземным целям «Калибр» имеют максимальную дальность полета 2600 километров. То есть можно вести огонь по очень удаленным целям, не отходя далеко от базы. И это уже с блеском продемонстрировали «Углич», «Град Свияжск» и «Великий Устюг», которые в октябре и ноябре 2015 года из акватории Каспийского моря произвели удар ракетами «Калибр» по базам террористов, расположенным в Сирии.

Эта операция немедленно подняла авторитет и ракеты, и малых ракетных кораблей, которые проявили поистине стратегические способности. Для многих экспертов было не вполне понятно, каким образом конструкторам удалось в столь малом объеме разместить такие мощные ударные ресурсы, которыми располагают куда более крупные корветы. Так, корвет проекта 20380 оснащен именно восьмью пусковыми установками для тех же крылатых ракет «Калибр» или «Оникс».

Однако запуск ракет на большие расстояния с кораблей, которые могли не слишком удаляться от берега, был оправдан еще три года назад. Таким образом компенсировались «неудобства», которые налагал Договор о запрете ракет средней и меньшей дальности. Он запрещал разработку, испытание, постановку на вооружение и боевое использование ракет наземного базирования, дальность которых находилась в диапазоне от 500 км до 5500 км.

Теперь, когда договор уже недействителен, ракеты средней и меньшей дальности можно размещать непосредственно на суше. Что и проще в эксплуатации, и значительно дешевле, поскольку для пусковых установок не надо строить дорогостоящие плавучие платформы. Правда, для этого предварительно надо разработать и построить ракеты наземного базирования.

Поэтому следует признать, что у МРК «Каракурт» выше шансы дальнейшего продолжения серии, чем у «Буяна-М», даже если в результате модернизации его качество повысится. Но мореходность повысить ему вряд ли возможно. Тем более, что концерн «Ак Барс» обещает провести модернизацию за полгода.

В своей нынешней модификации «Буян-М» проигрывает «Каракурту», спроектированному в петербургском МЦКБ «Алмаз», не только в мореходности, но и в скорости — 25 узлов против 30 узлов. Но еще и в средствах противовоздушной обороны.

Военное обозрение

Российский боевой робот совершил марш-бросок на 100 километров

Шойгу: талибы вооружены лучше Украины

В США увидели рост ядерной угрозы со стороны Китая

Флот РФ может получить новый подводный мини-беспилотник

Все материалы по теме (3551)