5 минут до Москвы: Чем опасна новая американская ракета-скрамджет — Статьи — Армии и войны — Свободная Пресса

0
12

5 минут до Москвы: Чем опасна новая американская ракета-скрамджет - Статьи - Армии и войны - Свободная Пресса

Агентство перспективных оборонных исследовательских проектов США (The Defense Advanced Research Projects Agency, или DARPA) сообщило в своем аккаунте в Facebook об историческом испытании: «Ракета с двигателем типа скрамджет (буквально „дышащая воздухом“), выпущенная с самолета, достигла скорости, превышающей 5 Махов».

В действительности речь идет о полете демонстратора гиперзвуковых крылатых ракет с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД), разработанным оборонными подрядчиками Raytheon и Northrop Grumman.

Если покопаться в интернете, можно найти сообщение двухлетней давности о том, что вышеуказанные компании вместе сотрудничают над разработкой гиперзвуковой крылатой ракеты с тем самым прямоточным движком. По информации издательской фирмы Aviation Week, их тайное партнерство над проектом HAWC началось еще в 2014 году.

Работы ведутся в рамках пентагоновской программы Defense Advanced Research (передовые исследования в области обороны), точнее, по подпрограмме HAWC, что расшифровывается, как Hypersonic Air-breathing Weapon Concept, — концепт гиперзвукового воздушно-реактивного оружия.

В пресс-релизе DARPA, опубликованном 27 сентября, об этом испытании сказано крайне скупо, хотя и сообщается, что его провели 21 сентября. То есть уведомили общественность с недельной задержкой, что нетипично для Агентства перспективных оборонных исследовательских проектов. Там же сказано, что над полетом наблюдали специалисты ВМС США, которые также сотрудничают и с Lockheed Martin по той же самой программе HAWC.

«Испытание полета HAWC стало успешной демонстрацией возможностей, которые сделают гиперзвуковые крылатые ракеты высокоэффективным инструментом для наших боевых истребителей», — говорится в заявлении Эндрю Нодлера, руководителя программы HAWC в Управлении тактических технологий DARPA. Впрочем, в корпоративной Америке хвалить себя давно уже является рутинной обязанностью топ-менеджеров.

По опубликованной скудной информации, можно предположить, что конкретно входило в тестирование. Это безопасное отделение от самолета-носителя, зажигание и наддув ракеты-носителя, отделение ракеты-носителя и зажигание двигателя, а также круизный полет. Что касается хотя бы поверхностного описания конструктива, то янки хранят молчание, хотя и объявили о преодолении 5 Махов.

Заокеанские эксперты, которые знакомы с программой HAWC, поясняют, что заявленный тип двигателя эффективно включается на очень высоких начальных скоростях, до которых нужно еще разогнать ракету. Для этого используется первая аэробаллистическая ступень, что, однозначно, является огромным минусом. Очевидно, что речь идет об очень громоздкой системе, значит, невероятно дорогой, тогда как Пентагон планирует приобрести тысячи гиперзвуковых крылатых ракет.

Тем не менее, янки утверждают, что еще никто в мире не смог сделать ракету с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, пусть и летящую с «низким» гиперзвуком 5 Мах.

Этот скрамджет использует преимущества высокоскоростного воздушного потока, проходящего через камеру сгорания для создания мощной тяги. Здесь нет традиционного турбовентилятора, применяемого в самолетных реактивных двигателях. Вместо него используется хитрая внутренняя геометрия для сжатия и ускорения воздушного потока через двигатель, а также очень «умный» впрыск топлива, являющийся тайной за семью замками. Все это требует сложнейшего управления и сверхчувствительных сенсоров.

Если же вспомнить ранее сделанные заявления специалистов Raytheon и Northrop Grumman о своих перспективных планах, можно предположить, что в качестве базы прямоточного движка был взят проект гиперзвукового испытательного аппарата X-43A для НАСА, работы над которым велись с 1990-х и по 2004 год.

Тогда в ходе третьего полета был установлен рекорд скорости в 11850 км/ч, или 9,6 Маха, что и стало предметом национальной гордости. А потом — тишина! А еще DARPA как-то раз разоткровенничалось и проболталось о возвращении к проекту аэрокосмического самолета X-30, который был начат еще в 1982 году и прикрыт как бесперспективный в 1993 году. Главным препятствием для внедрения были размеры скрамджета и его прожорливость, что сводило на нет дальнобойное применение этого типа вооружения.

Теперь появилась информация, что «прямоточник» для новой ракеты якобы оказался в два раза меньше, чем ПВРД предшественника Х-51. Что забавно, янки объявили третий полет успешным и тут же прикрыли программу. Почему!!! Опять — молчание!

Короче, если нынешнее заявление DARPA об удаче очередного звездно-полосатого скрамджета соответствует правде, то обнародованное неделю назад испытание стало первым после 1 мая 2013 года полетом гиперзвуковой ракеты, когда ПВРД отработал более-менее штатно, по меркам, разработчика.

Важно это и потому, что Пентагон уже выразил претензии к гиперзвуковой аэробаллистической ракете AGM-183A ARRW проекта Lockheed Martin Missiles & Fire Control, которая якобы может теоретически достигать 20 Махов. В США называли ее мощным ответом на наш Х-47М2 «Кинжал».

С другой стороны, резкий разворот к HAWC может означать, что что-то пошло не так с хваленной AGM-183A, которой американцы хотели утереть нос русским и китайцам. Во всяком случае, 5 апреля текущего года потерпел неудачу старт крылатой ракеты ARRW, которая так и «не смогла завершить свою последовательность запуска». Все это вызвало презрительные восклицания «фи!» у экспертного сообщества, прежде всего штатовского.

Что любопытно: еще до того, как DARPA сообщило об успехе испытания последней прямоточной крылатой ракеты, Фрэнк Кендалл, секретарь ВВС, высказался в духе недовольства работами в этом направлении. На ежегодной конференции Ассоциации ВВС, состоявшейся также неделю назад, он сказал: «Я не удовлетворен темпами (внедрения гиперзвукового оружия),…да, мы добиваемся некоторого прогресса в технологии. Но я бы хотел, чтобы это было лучше и быстрее». Можно не сомневаться, что Кендалл уже был в курсе реальных результатов испытания.

Кстати, такая же озабоченная позиция отражена в отчете Комитета по вооруженным силам Сената о проекте ежегодного законопроекта об оборонной политике США, который был опубликован 22 сентября. В нем прямо говорится: «Комитет обеспокоен отсутствием внимания к гиперзвуковым возможностям воздушного запуска и воздушного полета».

А еще в нем сказано, что «гиперзвуковое оружие необходимо для сохранения военного превосходства Америки в будущих конфликтах, особенно в потенциальных битвах высокого класса против наиболее вероятных противников, таких как Россия или Китай».

Не довольны и штатовские диванные эксперты. Так, юзер-патриот с ником @Brian4949 пишет: «Обратите внимание, что они не сказали, как долго летела ракета с помощью скрамджета. Я думаю, это всего лишь секунды. Если бы он пролетел несколько минут и побил рекорд X-51, DARPA раструбило бы об этом».

Напоследок: Пентагон требует от участников программы HAWC предоставить военным рабочий образец хотя бы через 8 лет (в идеале через 4 года). Так что у РФ и КНР есть время отреагировать и на этот вызов. Впрочем, на российских форумах тоже есть свои диванные эксперты, один из которых — grandfather#Ivan спрашивает:

«Нам, русским, что делать с этим ужасом: завидовать или сразу сдаваться? Может, на всякий случай прикупить звездно-полосатый флаг. Ведь, по расчетам, эта ракета из Украины до Москвы долетит за 5 минут, не успеешь „отче наш“ прочитать».

Военное обозрение

Корабль проекта «Каракурт» отработал путь из Балтийского в Белое море

В России создали беспилотник под названием «Мерлин»

В России разработали сторожевых роботов-пулеметчиков

В США создали группу эсминцев Greyhound для борьбы с российскими подлодками

Все материалы по теме (3615)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь